армянская церковь в дербенте история создания
Армянский храм во имя Святого Всеспасителя в Дербенте
Дербент, Армянский храм
во имя Святого Всеспасителя, XIX в.
Памятник архитектуры федерального значения.
Строительство церкви во имя Святого Всеспасителя в армянском квартале города Дербента на месте, где в начале XIX в. существовала армянская часовня, было начато в 1860 г.
Дербент, Армянский храм во имя Святого Всеспасителя. Вид с севера.
Завершено строительство церкви в 1871 году.
В 1872 году храм был освещен.
В 1888 году с запада к церкви была пристроена колокольня на пожертвования местного жителя Ованеса Панунцева.
Вся верхняя часть здания построена на средства купца Сергея Качкачева.
Дербент, Армянский храм во имя Святого Всеспасителя. Восточная стена. Крестообразный проем в стене.
С 1970 года начались реставрационные работы по восстановлению храма. В 1980 году эти работы были завершены. и церковь приобрела былой вид.
Церковь была построена по проекту писателя – демократа Г.М. Сундукяна, сосланного в Дербент в 1853 году. За пять лет ссылки Г.М. Сундукян используя технические знания, приобретенные в Петербурге, провел ряд работ по строительству и благоустройству города.
Дербент, Армянский храм во имя Святого Всеспасителя. Южный фасад.
На подиумах по залу представлены медночеканные изделия, балкарская керамика и деревянная утварь горцев.
У входа храма слева установлен стенд, рассказывающий об истории рождения музея.
Церковь Святого Всеспасителя в Дербенте
Описание
памятник архитектуры (федеральный)
Церковь Святого Всеспасителя (Сурб Аменапркич) — армянская церковь в городе Дербент, Россия. Расположена в центре города по улице Кази-Магомеда, д.7.
История
Автором проекта церкви был армянский писатель Г. М. Сундукян отбывавший в 1850-е годы в Дербенте ссылку. Церковь построена 1870 (по другим данным в 1871) году в армянском квартале города, на месте часовни. В 1888 году к церкви была пристроена колокольня. Сильно пострадала в период Гражданской войны, в частности были уничтожены двенадцатигранный шатровый барабан, верхний шатровый ярус колокольни и кровля.
Постановлением Совета Министров ДАССР № 289 от 15.08.1975 года здание церкви было признано памятником архитектуры и взято под охрану государства. С 1976 по 1982 год здание было отреставрировано, заново отстроены утраченные элементы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нем размещен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»).
С мая 2009 года в церкви периодически проводятся обряды по крещению и венчанию прихожан.
Архитектура
Здание церкви крестово-купольное, размеры 22,5 на 15,7 м. Выстроено из обтесанных камней ракушечника, стены не оштукатурены. В центре зала расположены четыре столба поддерживающих двенадцатигранный барабан. Входы в виде порталов на северном, южном и западном фасадах. По четыре окна на северном и южном фасадах (по 2 ложных) и два на западном. Апсида в виде выступа с ложным окном. Над северными и южными вратами, а также на апсиде имеются крестообразные окна.
Армянская церковь в дербенте история создания
Национальный праздник в стенах храма
Когда Дербент входит в орбиту российского влияния этнический состав города подвергается изменениям. Бурный рост армянского населения, которое «издавна составляет довольно видную часть» относится к XVII-XVIII-ым векам. Поначалу южный народ именуемый дагестанцами «эрмени» прибывают в город исключительно в коммерческих целях, но постепенно начинают тут оседать.
Когда Западный Каспий становится частью Российской империи миграция армян словно наводнение накрывает Дербент. Пётр Великий даёт личное распоряжение генерал-лейтенанту Матюшкину завлекать в город, даруя земли под торговые и ремесленные дворы. С переселенцами власть связывает надежды на развитие новых отраслей хозяйств. Как показывает история вера в этот народ оправдывается стократно, позже в России цветут бизнесы Гукасовых, Лазаревых, Джамгаровых и так далее.
Ориентированность на армян — не случайна. Таким образом Пётр I сравнивает счёт с мусульманами, увеличивая число христиан. Согласно энциклопедии Британника Армения — это первая страна, которая принимает религию Иисуса в IV-ом веке нашей эры. За короткий срок в Дербенте складываются три православные общины: русская, армянская и грузинская.
Армянская церковь в Дербенте
После персидских походов в Прикаспийские области армяне окликаются на призывной голос Петра, сливавшийся с голосом сердец, и спешили целыми семействами переселиться и водвориться в пределы России, получая привилегии от правительства
Армяне, расселившись в районах Азербайджана, Аграхани и Терека страдает от притеснения со стороны персидских властей. Для них покровительство России — это благодать, и они все желают её получить. Для членов русского двора невыносимое положение христиан не было секретом, поэтому они заранее, ещё до похода, включаются в программу заселения территорий Прикаспия. В их лице империя видела бесплатную силу в борьбе против мусульманской Турции.
Судя по письменным источникам, армянские купцы осваивали Кавказ задолго до обоснования. В ХVII вв. армянские купцы были довольно многочисленны в Дербенте и Шемахи, откуда имели возможность через Астрахань вести торговлю с Россией. В первой четверти XVIII в. И. Гербер пишет, что в городе «много купеческих людей из персианов, армянов, грузинов и индийцев
В основном армянское население Дербента промышляет торговлей винно-водочных изделий и виноградарством, но среди них числятся и шапочники, и портные, и печники с кровельщиками. Вообще армяне знаковое событие в жизни империи, ведь с них начинается история изготовления этого напитка в России.
С. Броневский даже отмечает энтузиазм виноделов, которые «торопятся как-нибудь сделать вино и как-нибудь продать сырые плоды», однако лучшее из лучших всё-таки не идёт на рынок, а предназначается «для собственного употребления».
Армянам за пределами Родины удивительно везёт, потому что в Дагестане они становятся настоящими магнатами. Изготовление и торговля алкоголя с точки зрения мусульман считается весьма низким ремеслом. Трудно представить, что дагестанцы, будучи исламистами занимаются продажей горячительных напитков, по шариату — это грех. Поэтому полная монополия над рынком и промыслом становиться явью, а разбогатевшие на этом бизнесе дельцы склоняются перед иконой Иисуса в неистовой благодарности.
Армянское население настолько разрастается, что в пределах города появляется диаспора. Она монолитно проживает около каспийского берега в месте под названием магалы — это район с очень тесными улицами и духом средневекового Востока. Здесь же в XIX-ом веке строится Православная Церковь Святого Всеспасителя.
Армянская церковь в городе Дербент
Спускаясь с крепости, набрел случайно на армянскую церковь. Ну, и тут они, а:-)
Церковь святого Всеспасителя. Построена она в в 1870 году (да, не очень давно). Но, видать, по ее прямому назначению, удалось ее поэксплуатировать не очень то и долго. Райончик, где она стоит на тот момент (уж не знаю, как сейчас) был армянским кварталом Дербента.
В годы гражданской войны это здание сильно пострадало, повреждены кровля и колокольня. Не знаю, что с ней было на протяжение периода советской власти, но в 1975 году постановлением Совета Министров ДАССР № 289 здание церкви было признано памятником архитектуры и взято под охрану государства. По 1982 год шли восстановительные работы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нем размешен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»).
То есть, в целом, церковь сегодня служит лишь, как истоорический памятник. Внутри выставлены картины разных эпох, истории армян на Кавказе, народные ковры и другие предметы быта. Но, что удивительно, с 2009 года изредка начали проводить в ней обряды крещения и венчания. То есть, чаще как музей, но иногда оп необходимости используют по прямому назначению.
Увы, я не смогу пофотграфировать внутри оп очень нелепой причине: вход в церковь-музей стоит 10 рублей, я легко оплатил, ибо последняя десятка в кармане была, а вот фотосъемка стоит еще 20 р. Тут уже увы, у меня только 500 р. Сую кассирше, сдачи, естественно, нет. Тут меня жаба и удушила, отдавать за это столько;-) Пришлось не фотографировать. А жаль, внутри тоже было красиво. Ладно, поехали по фото.
Армянская церковь в дербенте история создания
Спускаясь с крепости, набрел случайно на армянскую церковь. Ну, и тут они, а:-)
Церковь святого Всеспасителя. Построена она в в 1870 году (да, не очень давно). Но, видать, по ее прямому назначению, удалось ее поэксплуатировать не очень то и долго. Райончик, где она стоит на тот момент (уж не знаю, как сейчас) был армянским кварталом Дербента.
В годы гражданской войны это здание сильно пострадало, повреждены кровля и колокольня. Не знаю, что с ней было на протяжение периода советской власти, но в 1975 году постановлением Совета Министров ДАССР № 289 здание церкви было признано памятником архитектуры и взято под охрану государства. По 1982 год шли восстановительные работы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нем размешен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»).
То есть, в целом, церковь сегодня служит лишь, как истоорический памятник. Внутри выставлены картины разных эпох, истории армян на Кавказе, народные ковры и другие предметы быта. Но, что удивительно, с 2009 года изредка начали проводить в ней обряды крещения и венчания. То есть, чаще как музей, но иногда оп необходимости используют по прямому назначению.
Увы, я не смогу пофотграфировать внутри оп очень нелепой причине: вход в церковь-музей стоит 10 рублей, я легко оплатил, ибо последняя десятка в кармане была, а вот фотосъемка стоит еще 20 р. Тут уже увы, у меня только 500 р. Сую кассирше, сдачи, естественно, нет. Тут меня жаба и удушила, отдавать за это столько;-) Пришлось не фотографировать. А жаль, внутри тоже было красиво. Ладно, поехали по фото.