армяне в истории россии

Армянский след в русской истории: Как армяне Казань брали и за что получили привилегии в России

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

армяне в истории россии. armiane 0. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-armiane 0. картинка армяне в истории россии. картинка armiane 0. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Приход армян на Русь

армяне в истории россии. armiane 1. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-armiane 1. картинка армяне в истории россии. картинка armiane 1. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Армяне начали появляться на русской земле еще во времена крещения Киевской Руси. Князь Владимир привез в Киев не только византийскую жену армянского происхождения Анну Багрянородную, но и множество армянских священнослужителей, врачей, архитекторов. Из летописей известно, что в битвах против половцев в числе великокняжеских войск были армяне. «Житие преподобного отца Агапита» рассказывает об искусном армянском враче, обслуживающем Владимира Мономаха.

Армяне-архитекторы строили на Руси храмы и всевозможные культурные объекты, приняв участие в создании, например, шедевров Владимиро-Суздальского княжества. В Москве армяне живут уже 8 веков, начав свою московскую историю с торговли. При участии армянских купцов поддерживалась масштабная транзитная торговля по реке Волге, в которую были вовлечены Закавказье, Золотая Орда и Персия.

Торговые пути армян вели в Москву как в главное место торговли по всему северо-востоку Руси. Помимо крупных торговцев армянские колонии состояли из строителей, медиков, художников, ювелиров, мастеровых. Армяне всегда пользовались привилегиями от российских правителей. По инициативе Ивана Грозного им полагались налоговые послабления. Видимо, царь хотел поощрить мастеровитых армян и увеличить свое влияние на них. В тот период в Россию приехало множество золотописцев, художников, других ценных специалистов.

В 1660-м один богатый армянский купец преподнес в дар правителю Алексею Михайловичу царский трон, усеянный драгоценностями. На украшение царского кресла пошло 800 алмазов, многочисленные золотые, жемчужные и яхонтовые вставки. Этот щедрый подарок сыграл свою роль. В 1667 Россия заключила с торговой армянской организацией договор, предоставлявший армянским купцам право свободной торговли по водным путям до самого Архангельска, а также открытый транзит по России до Западной Европы. Сегодня этот уникальный образец искусства находится в кремлевской Оружейной палате, выступая символом давней дружбы русского и армянского народов.

Роль армян во взятии Казани

армяне в истории россии. armiane 2. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-armiane 2. картинка армяне в истории россии. картинка armiane 2. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Известно, что при штурме Казани в рядах войск Ивана Грозного состоял армянский полк. По летописным источникам, состоявшие на татарской службе армянские артиллеристы намеренно не стреляли по русским, а даже когда их заставили под страхом смерти, они выпускали снаряды в небо. А армянские воины, состоявшие в русском войске, проявили в том историческом сражении максимум храбрости и умений. Некоторые источники даже утверждают, что армянские воины с обеих сторон фронта договорились между собой, чем способствовали успешному взятию города.

В качестве благодарности, Иван Грозный посвятил армянскому святому Григорию один из приделов в Покровском соборе (московский храм Василия Блаженного), который возвели по случаю взятия Казани.

Уважаемые армяне Империи

армяне в истории россии. armiane 3. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-armiane 3. картинка армяне в истории россии. картинка armiane 3. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Очередные попытки армян заручиться поддержкой России были предприняты при Петре I. В этот период окрепли военно-политические связи двух народов. Указами русского императора поощрялось переселение армян на русские земли c гарантированной помощью и поддержкой. В этот период из Карабаха прибыли тысячи армян. Многие из них получали дворянские титулы за развитие зарубежной торговли России.

По примеру Петра I продолжила покровительствовать армянам и Екатерина II. В годы ее правления сформировались области компактного проживания армянских переселенцев в России. С легкой руки имперских правителей на российском юге появлялись новые основанные армянами поселения, а армянское купечество начало активизировать переговоры касательно участия Российской империи в обретении Арменией независимости от магометан.

армяне в истории россии. armiane 4. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-armiane 4. картинка армяне в истории россии. картинка armiane 4. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Именитые представители армянских родов отмечались высшими государственными наградами, возводились в графские достоинства, допускались к высшим государственным постам и погребались в центральных усыпальницах. Известны случаи, когда успешные армяне Российской Империи даже становились прихожанами русской православной церкви, меняя родные имена на славянские. Один из самых известных примеров – живописец Иван Айвазовский.

Армянские подвиги в борьбе с фашизмом

армяне в истории россии. armiane 5. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-armiane 5. картинка армяне в истории россии. картинка armiane 5. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На стороне СССР в годы Великой Отечественной сражались порядка 600 тысяч армянских призывников, примерно половина из них погибли. История военной славы России запечатлела имена свыше 200 генералов и 106 Героев Советского Союза среди этнических армян. Некоторые армянские дивизии сыграли решающие роли в самых крупных сражениях, освобождая Европу и дойдя до самого Берлина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Армяне России : История армян России…

армяне в истории россии. krim sl17. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-krim sl17. картинка армяне в истории россии. картинка krim sl17. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

История армян в России насчитывает более тысячи лет, со времён тесных контактов с Византийской империей. Княгиня Анна Византийская, ставшая женой Владимира Святославича и впоследствии крестившая Русь также была армянкой. Присутствие армян на территории Киевской Руси фиксируется начиная с XI века. Цари Иван Грозный, а затем и Алексей Михайлович способствовали поселению в Москве многих армян — купцов, ремесленников, врачей. В Московском Кремле при Алексее Михайловиче начал работать армянский художник Богдан Салтанов, чьи росписи сохранились до наших дней. Таким образом, армяне в истории России зачастую играли очень ответственные и важные роли, с которыми достойно справлялись. Живя в России, армяне чувствовали покровительство сильного христианского собрата и всячески старались помочь во многих начинаниях.

армяне в истории россии. 0710 hi. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-0710 hi. картинка армяне в истории россии. картинка 0710 hi. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

армяне в истории россии. 1459469076 img7 009. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-1459469076 img7 009. картинка армяне в истории россии. картинка 1459469076 img7 009. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Армяне в Русском царстве

армяне в истории россии. 300px Moscow%2C Maroseika 17. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-300px Moscow%2C Maroseika 17. картинка армяне в истории россии. картинка 300px Moscow%2C Maroseika 17. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

армяне в истории россии. 200px Moscow%2C Armyansky 1 Aug 2009 03. армяне в истории россии фото. армяне в истории россии-200px Moscow%2C Armyansky 1 Aug 2009 03. картинка армяне в истории россии. картинка 200px Moscow%2C Armyansky 1 Aug 2009 03. Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Армянский переулок, 1

Армяне живут в Москве 800 лет. В Посаде была основана армянская колония и известно, согласно церковным книгам, что между армянами и остальными жителями Москвы заключались браки и кумовство.

В XVI веке тюркские племена, Персия и Османская империя окончательно разрушают армянское государство и делят между собой на Западную и Восточную часть, вследствие, большое число армян покидают родину и рассеиваются на обширных пространствах от Китая до Европы, много армян переезжают в Московскую Россию, основывая колонии.

В основном, все эти колонии состояли из купцов, строителей, священников, врачей, художников, ювелиров и ремесленников. Армяне в России пользовались особыми привилегиями, так как способствовали торговле, были рабочей силой и ресурсом для призыва в армию, например, по указу Ивана Грозного армяне пользовались налоговыми льготами. Тем самым царь стремился привлечь под своё подданство, по возможности, большее число армян, как и других христианских народов из стран захваченных Турцией. Благодаря этому в Россию приезжали различные мастера-«золотописцы», художники, чеканщики, ювелиры, кузнецы, и молодые люди желавшие заняться солдатским делом.

Понимание того, что иммигранты, особенно те кто имел определённые навыки оказывали, в положительном отношении, влиянии на экономику страны, особенно для страны имеющие широкие не обжитые земли для занятия сельским хозяйством. А колонии в мусульманских регионах оказывали дополнительно и политическую поддержку, заставляло российских правителей создавать всё новые привилегии для колонизаторов.

В XVI веке, в Москве появляется гостиный «Арменский двор», куда завозятся товары со всех концов света.

Царь Алексей Михайлович способствовал поселению в Москве многих армян — купцов, ремесленников. В Московском Кремле при нём начал работать армянский художник Богдан Салтанов, его росписи в Кремле сохранились до сих пор.

В XVII веке, русские цари продолжали поощрять деятельность армянских купцов.

В 1660 году армянский купец из Новой Джуги Ходжа Закар Саградовым (Шариманян) подарил русскому царю Алексею Михайловичу, алмазный трон.

«1660 года, Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизилбашскаго шахова бляжняго человека Ихто Модевлетова, купчина Армянин Захарей Сарадаров в дарех: кресла оправлены золотом с каменьи, с алмазы и с яхонты и с жемчуги, по оценке 22,591 руб. алтын».

Для украшения трона купцы приобрели в Индии огромное количество драгоценных камней в числе которых 800 замечательных алмазов. Трон обложен золотой басмой и чеканными сетчатыми накладками, которые были украшены драгоценными камнями. Из четырёх столбиков основы сидения, на двух задних были поставлены два дополнительных, отклоняющихся назад столбика, образующих спинку. На спинке, покрытом чёрным бархатом, золотом и жемчугами вышиты два Гения. Одной рукой Гении держат трубу, а другой поддерживают корону сплошь покрытую алмазами, яхонтами и жемчугами. Груди Гениев также украшены яхонтами и жемчугами, а между ними расположена унизанная жемчугом надпись: «Могущественнейшему и непобедимому Московии Императору Алексею, на земле благополучно царствующему, сей трон великим искусством сделанный; да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659».

Этот удивительный алмазный трон сделал своё дело. Отчасти благодаря этому в 1667 между Россией и Армянской торговой компанией Нор-Джуги, был заключён договор согласно которому армянским купцам даровались привилегия свободной торговли на водных путях от Астрахани до Архангельска и право транзита через Россию в Западную Европу.

Это богатейшее произведение искусства, ныне хранится в Оружейной палате Кремля, как памятник геополитического сотрудничества русских и армян.

Армянские архитекторы оставили значительный след среди памятников на всей территории Русского государства, а армянские купцы сыграли большую роль в деле укрепления торговых и культурных связей Руси не только с регионами лежащими на юге, но и со всем миром, ведь армянским купцам удавалось добиться особых привилегий не только на Руси, но практически во всех странах мира.

Источник

История армянских поселений на юге России

Древнейшей этнической основой армян были разноязычные племена, населявшие Армянское нагорье и Малую Азию. Становление древнеармянской народности проходило в период существования государства Урарту (IX– VIвв. до н.э.), соперника Ассирийской державы. В 782 г. до н.э. на месте нынешней столицы Республики Армении Еревана была основана царем Аргишти крепость Эребуни. Вскоре после падения государства Урарту на его юге образовалось государство Армина, упоминающееся в трехъязычной Бехистунской надписи царя Дария I. Античные источники подразделяли Армению на Великую (в пределах Армянского нагорья и части Закавказья) и Малую (на востоке Малой Азии). После похода Александра Македонского Великая Армения приобрела независимость, пока она не подпала под власть Селевкидов. В 190 г. до н.э. Армянское царство вновь стало независимым. При царе Тигране II(95 – 55 гг. до н.э.) были объединены все земли населенные армянами, и даже соседние области. На этом этапе происходило приобщение элиты к эллинистической культуре. С Iв. до н.э. армянский народ вел беспрерывные войны с экспансией Рима и Парфянского царства. Хотя в 387 г. Великую Армению разделили между собой две империи Восточно-Римская и Персидская (Иранская), армянская государственность сохранялась до Vв. н.э. Уже в Iв. н.э. в Армению проникает христианство, которое в 301 г. становится государственной религией. Армянская церковь получила название апостольской, так как по священному преданию первыми проповедниками христианства в Армении были апостолы св. Фаддей и св. Варфоломей. Русская церковь называет Армянскую церковь по имени Григория Просветителя, ставшего первым патриархом. В 405 – 406 гг. просветитель Месроп Маштоц создал национальный алфавит, который без существенных изменений используется и сегодня.

Находившаяся на стыке различных цивилизаций, где сходились интересы сильнейших держав древности и средневековья, Армения стала ареной беспрерывных войн и нашествий, которые в конечном итоге привели к потере государственности на большей части своей территории, гибели населения, разорению городов и селений, насильственным переселениям и миграциям. Величайшей трагедией армянского народа стал геноцид, организованный турецким правительством в годы Первой мировой войны (24 апреля является Днем Памяти жертв трагедии). На своей родной земле было поголовно уничтожено почти все население (ок. 2 млн.). Спаслась только та часть армян, которая проживала в Восточной, русской Армении.

Трагическая судьба народа привела к возникновению многочисленной диаспоры. Оказавшись на территории других государств, в том числе и в России, армяне частью ассимилировались, частью сохранили свою самобытность. Армянские поселения в России формировались на всем протяжении существования Российского государства. Первые сведения об армянах на территории Древней Руси относятся к Х в.

Хотя крупные армянские поселения на Северном Кавказе возникают в XVIIIв., когда Россия начинает основательно здесь укрепляться, уже на заре христианской эпохи устанавливаются тесные связи армян с предками нынешних осетин, вайнахов, адыгов и других народов региона. Армянское присутствие на Северном Кавказе в древности происходило в контексте общего греко-римского освоения причерноморского региона. Население колоний обычно подразделяли на варваров (скифы, сарматы и др.) и греков. А так как античная традиция связывала близким родством армян с грекам, античные источники не выделяли армян из общей массы населения причерноморских колоний. Так, римский историк Помпей Трог, основываясь на греческих источниках, отмечает: «И Армений, также фессалиец, один из числа вождей Язона, снова собрав толпу, повсюду бродившую после смерти царя Язона, основал Армению». На этом этапе армянское присутствие носило эпизодический (и, вследствие не изученности проблемы, гипотетический) характер.

Особое место занимали юго-восточные «ворота» Северного Кавказа – город Дербент, находившийся на стыке северокавказского, иранского и армянского миров. В силу этого, его население состояло из кавказских албанцев (в этническое сообщество которых входили некоторые народы Дагестана), армян, персов, евреев и других народов. Источники содержат многочисленные сведения о миссионерской деятельности христианских проповедников из Армении с народами Северного Кавказа уже в первые века христианской эры, то есть, в позднеантичный период. Так, например, внук Григория Просветителя Григорис в первой половине IVв. отправился с проповедью Евангелия в Южный Дагестан. Хотя ему удалось посеять первые семена христианства, жизнь его закончилась трагично. На юго-востоке от Дербента, в селе Моллахалил, на месте гибели св. Григориса, армяне впоследствии возвели часовню. Под влиянием армянских священнослужителей даже агрессивные гунны стали принимать христианство. По свидетельству сирийца Захария Ритора, примерно в Vв., семь священнослужителей во главе с проповедником Кардосом направились в страну гуннов. Кардоса, который 14 лет приобщал кочевников к христианству, сменил другой армянский епископ – Макарий. При его содействии была построена кирпичная церковь для вновь обращенных в христианство гуннов.

Средневековый историк Мовсес Каганкатваци приводит одно из посланий (Vв.) предводителя гуннов к царю Армении и католикосу с просьбой прислать епископа для проповеднической деятельности среди его соплеменников. В письме говорится, что о Христе они впервые узнали «со времен наших набегов в вашу страну». И далее: «Исполнилось слово Христа – Бога нашего, и у нас, в стране северян, было проповедано Евангелие Его, которому нас основательно обучил Исраэл – муж превосходный, епископ области Мец Кохманк. Теперь же, услышав от прибывших к вам о знамениях, совершившихся у нас, соблаговолите исполнить нашу просьбу – отправьте к нам блюстителем того же Исраэла… Ведь если он будет находиться среди нас и мы с вами будем иметь одну веру, то и набеги войск диких народов на вашу страну прекратятся. Будьте здравы!». Форпостом армянских миссионеров был город Чор (Джора) вблизи Дербента. Здесь находилась резиденция армянских епископов Агванка. Однако набеги хазар заставили епископа переехать в армянский город Партав (Барда), расположенный на реке Куре. После смерти Аттилы, установившего с князьями Армении тесные отношения, племенной союз гуннов распался, что значительно ослабило влияние армянских миссионеров на Северном Кавказе.

В средние века, присутствие армян в регионе уже носит далеко не эпизодических характер, как это было на предыдущем этапе. В XIXв. недалеко от Майкопа археологической экспедицией были обнаружены развалины церкви с армянской строительной надписью 1170 г. На этой территории поселились предки черкесогаев (черкесские армяне). По преданию, первыми армянскими поселенцами в горах Черкесии являлись воины, прибывшие сюда в XI– XIIвв. из средневековой армянской столицы Ани, разоренной азиатскими кочевниками. Они с почетом были приняты местным населением и вскоре заняли высокое положение в их сословной иерархии. Черкесогаи пополнялись за счет более поздних переселенцев из Крыма, где только в районе Феодосии в период господства генуэзцев из 70 тыс. жителей более половины составляли армяне и действовали около тридцати армянских церквей и монастырей.

В XIIIв. небольшая группа армянских поселенцев появилась на Дону. В памятной записи одной из рукописей ереванского Матенадарана засвидетельствовано переселение в 1299 г. в город Азак (Азов) армянской общины, которая из года в год пополнялась за счет жителей Армении и Крыма. В начале XIVв. в Азове уже была построена церковь св. Григория Просветителя. Известно, что в 1341 г. настоятелем при ней являлся Тер-Саргис, сын служившего здесь священника Тер-Мануэля. По свидетельству автора указанной рукописи Тертера Ереванци, прибывшего в Азак незадолго до 1341 г., в начале 40-х гг. XIVв. в городе произошел конфликт между венецианцами и татарами, в результате которого больше всего пострадали армяне. Армянская община просуществовала в городе, по крайней мере, до погрома 1395 г., устроенного Тимуром. Армянские ремесленники и купцы составляли значительную часть населения практически всех ордынских городов. В числе строителей почти повсеместно фигурируют армяне. О существовании значительной армянской общины в ордынском городе Маджары (на востоке Ставрополья) свидетельствуют найденные там образцы армянской архитектуры.

Укрепление русского централизованного государства существенно повлияло на усиление северного направления миграции. В лице России армяне видели не только гарантию своего физического спасения, но и надежду на восстановление своего национального очага на исторической родине. Последнее соответствовало и геополитическим интересам Российского государства. Поэтому, в период утверждения России в регионе начинается самая интенсивная миграция армян на Северный Кавказ.

После основания в 1736 г. крепости Кизляр, здесь поселилось 450 армянских семей из Дербента, Карабаха, Персии, преимущественно семьи служащих Армянского эскадрона, принимавшего участие в персидском походе Петра I. Значительную часть населения Кизляра вплоть до середины XIXв. составляли армяне. В 1804 г. из 6 тыс. жителей города их было 5 тыс. Немало кизлярских армян переселилось в Моздок сразу же после его основания в 1762 г. В 1785 г. из почти 900 жителей Моздока более 700 были армяне.

Первое армянское поселение на Тереке появляется в начале XVIIIв. Известный армянский предприниматель Сафар Васильев в 1710 г. получил от императора Петра Iправо построить на берегу Терека шелковый завод, который стал первенцем российских шелковых заводов. Вскоре после основания завода выросло армянское поселение, названное Сарафанниково (с конца XVIIIв. – Шелкозаводское). В 1718 г. С. Васильев получил от русского правительства разрешение «с прочими армянами построить на Тереке церковь армянскую своим иждивением, в которой отправлять им службу по своему закону без всякого препятствия и утеснения от тамошних жителей». Храм в честь Богоматери являлся наиболее старинной из всех известных в Восточном Предкавказье армянских церквей. В связи с выездом основной массы армянских поселенцев церковь прекратила свое существование. Наследником С. Васильева выступил армянин генерал В.М. Хастатов. В имение Хастатовых приезжал М.Ю. Лермонтов, состоявший с ними в родственных связях. Армяне населяли и соседнее селение Паробочево, основанное в середине XVIIIв. при шелковом заводе, построенном по заданию российского правительства венгром Паробочем.

Становление города Святого Креста происходило чрезвычайно трудно. Долгое время население его не прирастало, и его никак нельзя было назвать городским по образу жизни и занятиям жителей. Межевание земли затянулось на долгие годы, поэтому дербентские армяне, которым этот город предназначался, основательно обустроились в селах Кизлярского уезда. В самом г. Св. Креста численно преобладавшие кизлярские армяне безуспешно пытались добиться таких же прав, которые предусматривались грамотой их дербентским соотечественникам. Не получив соответствующего удовлетворения, некоторые из них возвратились обратно в Кизляр. Таким образом, население Святого Креста в первые десятилетия не превышало 200 человек. Вследствие этого встал даже вопрос об упразднении города. Но 28 апреля 1826 г. было принято решение: «Город Святого Креста оставить заштатным».

Решение сохранить город (пусть даже «заштатным») предопределило судьбу армянских сел на притоках р. Терек. Движение горцев заставило русское правительство усилить Кавказское линейное войско за счет причисления к военному ведомству жителей казенных селений. Это решение распространялось и на 2010 (559 семей) жителей сел Малохолинское, Дербентское, Караджалинское и Паробочево, которые Указом императора Николая Iот 2 декабря 1832 г. в одночасье стали казаками, что должно было коренным образом изменить их традиционный образ жизни. Часть армян обратилась к властям с просьбой оставить их в прежнем состоянии. 12 января 1835 г. особым императорским решением это ходатайство было удовлетворено. Но одновременно армянам дали понять, что они теряют право на свои земли, теперь уже ставшие казачьими. Единственным выходом оказалось переселение в Святой Крест.

Переселение происходило болезненно, так как армянам пришлось бросить нажитое за десятилетия недвижимое имущество, сады и виноградники. Однако, прибыв в Святой Крест, они обнаружили, что оказались обманутыми, так как потеряли все права, в частности на получение земли в размере 30 десятин. Благодаря прибывшим сельским армянам, облик г. Святого Креста коренным образом изменился. В 1847 г. в нем уже проживало 2266 человек, в том числе 2087 недавно прибывших и 179 старожилов из кизлярских армян. В эти годы (город тогда административно входил в Пятигорский уезд Ставропольской губернии) составляется план благоустройства заштатного города. Начались работы по обеспечению надежного водоснабжения, строительству общественных зданий. Лицо города, как и в других местах, определял храм Божий. Первая церковь Св. Георгия Победоносца была построена из маджарского кирпича еще в 1819 г. В 1849 г. строится вторая армянская церковь во имя Спасителя. Третья церковь во имя Божией Матери (Сурб Аствацамайр) была сооружена в конце ХIХ в. В настоящее время в городе функционирует лишь одна небольшая церковь Сурб Хач. Остальные были варварски разрушены.

Самым существенным явлением в общественной жизни города в середине XIXв. стало воссоздание магистрата, получившего название Армянский суд. Подобный орган самоуправления был и раньше, нотогда он руководствовался «Судебником», составленным в середине XVIII в. в Астрахани на основе норм средневекового армянского права. В связи с Указом Николая I(1849) суд теперь должен был использовать законы Российской Империи.

Городской магистрат содействовал открытию в начале 1870-х гг. армянского церковно-приходского училища. В церковных помещениях и раньше за небольшую плату священник обучал детей грамоте. Теперь же учебное заведение финансировалось и из городского бюджета. В год на его содержание выделялось более 1000 рублей. В конце этого же десятилетия открылось второе двухклассное училище, перешедшее впоследствии в ведение Ставропольской губернской дирекции. Несмотря на то, что приходское училище финансировалось тремя армянскими церквами города, его не раз закрывали губернские власти, хотя после настойчивых требований общественности и духовенства оно вновь открывалось. Приток русского населения в начале XX в. способствовал открытию новых учебных заведений уже с обучением на русском языке. В то время во всех семи начальных училищах (кроме армянского), несмотря на смешанный национальный состав учеников, преподавался и армянский язык, который по желанию изучали и русские дети.

История городов Георгиевска, Ставрополя, Екатеринодара, Владикавказа, Грозного и Кавказских Минеральных Вод неразрывно связана с укреплением южных рубежей огромной империи. 24 апреля 1777 г. Екатерина IIподписала Указ о создании Азово-Моздокской оборонительной линии с цепью крепостей, вокруг которых возникли вышеназванные города. Первые два десятилетия линейные города никак не развивались. Царская администрация, заинтересованная в их развитии, поощряла заселение их армянскими ремесленниками и купцами. С начала XIXв. практически во всех линейных городах уже имелась армянская община. Почти во всех этих городах армяне составляли второй по численности (после славян) этнос. В их экономической жизни они занимали ведущие позиции. Так, например, в Екатеринодаре в начале ХХ в. (численность армян составляла 3822 человек) основный капитал находился в руках армян-предпринимателей Богарсуковых, Тарасовых и Хачадуровых. Их торговые заведения и особняки и сегодня украшают центральный проспект города Краснодара.

Сразу же после основания Георгиевской крепости в 1777 г. здесь появилась армянская община, компактно проживавшая в отдельном городском районе. Известно, что уже в 1817 г. здесь функционировала армянская церковь Св. Георгия (Сурб Геворг), сооруженная из дерева. Прихожанами этой церкви являлись жители не только Георгиевска, но и городов Кавказских Минеральных Вод. Экономика города почти полностью была в руках армянских предпринимателей. Однако, численность местной общины не только не возрастала (500 человек), но к концу XIXв. сократилась. Периодически армяне покидали город и поселялись в других городах Северного Кавказа. Так, например, уже в 20-е гг. ХIХ в. несколько десятков семей переселилось в Ставрополь, куда был перенесен областной центр. Судьба армянской церкви (имеются предположения, что речь идет о второй армянской церкви), располагавшейся по улице Шилина, была такова. В 1937 г. ее закрыли, а в начальный период войны церковное помещение превратили в оружейный склад. В августе 1942 г., перед самым приходом германской армии, здание церкви взорвали.

Первые армяне появились в Ставропольской крепости сразу же после ее основания в 1777 г. На карте Ставрополя за 1805 г. уже было обозначено Армянское кладбище. Правительство, заинтересованное в развитии уездного городка, в 1808 г. приглашает в Ставрополь 50 армянских семей из Новой Нахичевани, к которым вскоре присоединяются армяне из других мест Северного Кавказа. Армянское население поселилось у Крепостной горы, составив отдельный квартал (Армянская улица). В 1824 г. центр Кавказской области был перенесен из Георгиевска в Ставрополь, что повлияло на переселение в новый областной центр нескольких десятков георгиевских армян. Этому, по всей видимости, способствовал предводитель Ставропольского дворянства (с 1821 по 1839 гг.) Степан Худобашев (Худобашьян), впоследствии ставший окружным начальником. Заметный след в истории города оставили дворяне: И. А. Ахвердов, исполнявший должность городничего (30-е гг.), А. И. Ахвердов, предводитель кизлярских дворян, Г.А. Калантаров, почетный попечитель гимназии и др. Армянская община, несмотря на свою относительную малочисленность (в 1872 – 666 человек, в 1913 г. – 1,5 тыс.), в экономическом отношении определяла лицо города. В числе крупнейших предпринимателей города значились Гавриил Тамамшев, Гавриил Тер-Микелов, у которого годовой оборот капитала в 1868 г. составлял 1,3 млн. рублей, Александр Мясников (600 тыс.), Макар Попов (250 тыс.), Семен Аладжалов (100 тыс.) и др. В ежегодном торговом обороте города около 50% от всех сумм приходилось на капитал армянских купцов, тогда как доля армянского населения к концу XIXв. не превышала 3%. В начале ХХ в. армянам принадлежали десятки торговых заведений. Крупнейшими предпринимателями в этот период становятся братья Поповы (Паповяны), огромные суммы тратившие на поддержку образования и культуры в городе.

Культурным и общественным центром ставропольских армян была церковь Сурб Григор Лусаворич, строительство которой началось в 1808 г. и завершилось в 1836 г. Тогда благочинным церкви был назначен Петр Патканов, много сделавший для становления образования на родном языке. Он многие годы преподавал армянский язык в губернской гимназии. В 1851 г. способствовал открытию национального церковно-приходского училища. В Ставрополе жили и учились известные арменоведы: К. Патканов, А.К. Дживелегов, Г.И. Кананов. Основателем первой музыкальной школы и первым популяризатором симфонической музыки был армянин Е. И. Попов.

В 1881 г. на средства Макара Попова и Ивана Чувалова завершилось сооружение новой церкви Св. Григория Просветителя, ставшей подлинным украшением губернского центра. При советской власти церковь закрыли, все ее имущество было реквизировано, а само величественное сооружение превращено в склад. В 1968 г. по решению партийных органов прекрасный архитектурный памятник, главное культовое сооружение армян края, был варварски разрушен. Владикавказская железная дорога (1875 г.) оставила губернский центр в стороне. Этим объясняется значительный отток активной части армянской диаспоры из Ставрополя в другие города Северного Кавказа.

С постройкой крепостей в долине Подкумка и началом эксплуатации целебных минеральных вод стали развиваться курортные города, в которых также возникли армянские общины. Самой крупной из них была армянская община Пятигорска. У Горячих Вод армяне стали поселяться задолго до того, когда впервые был обнародован указ Сената от 14 мая 1830 г. об устройстве нового уездного города при Константиногорской крепости. К юго-востоку от ст. Горячеводской, в районе рощи, за которой надолго утвердилось название «Армянский лес», находилась деревня черкесогаев. По некоторым данным, она располагалась в имении известного помещика Тамбиева, занимавшегося коневодством. На «Карте Кавказа», изданной в Берлине в 1854 г., этот населенный пункт именовался «Арменская».

Купцы из Новой Нахичевани, обосновавшиеся на Горячих Водах, развернули здесь активнейшую торговую деятельность. Среди них особо выделялся в первое время Карапет Хазизян, поселившийся в Пятигорске не ранее 1814 г. Приблизительно в это же время на Водах обосновываются предприниматели Чоргобян, Челохян, Чалагаянц, Шоршоянц, Золотарянц, Агакянц и другие. О том, что армяне были в числе первопоселенцев, свидетельствовали надгробия старого общего кладбища. Самая ранняя могила там относилась к 1823 г. Армяне построили добротные особняки. В письме генерал-майора А.П. Орлова начальнику Кавказской области генералу Г.А. Емануелю от 29 ноября 1827 г. упоминается особняк В.К. Арешина (Арешьяна). На Горячие Воды приезжали подлечиться и отдохнуть армяне, имена которых хорошо известны истории. Так, из «Ведомостей посетителей Горячих Вод в сезон 1818 г.» и за следующие годы мы встречаем известные фамилии Лалаева, Мадатова, семьи Хастатова и др.

К середине 30-х гг. XIXв. армянское население настолько увеличилось, что видные представители общины обратились к правительству с просьбой выделить участок под строительство церкви. В 1836 г. в Петербурге было разработано два варианта проекта небольшой церкви с колокольней, но по неизвестным причинам ни один из них не был осуществлен. В 60-е гг. XIXв. армянская община вновь ставит перед городскими властями вопрос о том, что церковь в городе необходима, и просит выделить под постройку место на углу Базарной и Царской. Наконец, в 1869 г. было получено окончательное разрешение на строительство церкви Свв. Переводчиков Саака и Месропа (Сурб Таргманчац) на отведенном властями месте (сейчас это угол улиц Крайнего и Кирова). Все слои общины приняли участие в возведении церкви. Помощь приходила и из других мест Северного Кавказа, Св. Эчмиадзина, Астраханской армянской духовной консистории (епархии).

Если в первые десятилетия в Пятигорске поселялись преимущественно предприимчивые люди из Новой Нахичевани, Георгиевска, Моздока, Кизляра, то есть из других армянских поселений и общин Северного Кавказа, то на рубеже XIX- XXвв. и, особенно, после 1915 г. наметился приток армян, спасшихся от геноцида, учиненного турецким правительством. Пятигорские армяне глубоко сопереживали событиям на исторической родине. Десятки мужчин записывались в добровольческие отряды, шел сбор пожертвований. Кипучую работу развернуло Пятигорское отделение Кавказского армянского благотворительного общества. Когда легендарный Андраник прибыл летом 1916 г. в Пятигорск, местные армяне, вняв призыву генерала, собрали крупную сумму для помощи беженцам.

Десятки прекрасных домов в старом Кисловодске принадлежали известным предпринимателям и деятелям культуры армянского происхождения: Тамбиевым, Тамамшевым, Малхасянцам, Гукасовым, Тахтамировым, Тер-Погосовым, Ходжаевым, Мержановым и другим. В «Иллюстрированном путеводителе по Кавказу» (СПб, 1912) отмечается, что их гостиницы, рестораны, торговые заведения славились далеко за пределами города. Одним из таких сооружений являлся 3-этажный особняк Ивана Даниловича Тер-Погосова, за которым долгое время утвердилось название «Дом «Реккорд». Это здание было сооружено по последней моде и являлось самым комфортабельным особняком в городе. При нем работала своя электростанция, существовало паровое отопление. В «Реккорде» снимали комнаты самые именитые гости курорта, в том числе княгиня Трубецкая, Голицина, Чавчавадзе, балерина Гельцер и др. При советской власти в особняке в разное время размещались ЧК, Горсовет, Дом пионеров.

Армянское население численно возросло с конца ХIХ в. и, особенно, после 1915 г. за счет беженцев из Западной Армении. Именно они составили ядро армянской общины города, образовав компактное поселение, именуемое Армянским поселком. В начале века местное армянское общество предприняло решительные меры по воплощению своего давнего намерения соорудить в городе церковь. Вскоре эти замыслы частично претворились в жизнь. В самом центре города был сооружен молельный дом и школа при нем. Добротное здание располагалось по нынешнему проспекту Ленина, там, где сейчас находится военный санаторий. Увы, кровавое колесо гражданской войны уничтожило этот духовный и культурный очаг. При новой власти единственным «островком» национальной жизни в Кисловодске до середины 40-х гг. являлась армянская школа, созданная благодаря поддержке армянского поэта Ваана Терьяна.

Владикавказбыл основан в 1784 г., как крепость для охраны военной дороги, соединявшей Россию с Южным Кавказом. В крепости селились не только русские офицеры, многочисленный служивый люд и осетины из ближайших сел, но и представители других народов, в том числе и армяне. В первой половине ХIХ в. их уже насчитывалось не менее 100 человек – служащие, купцы и ремесленники. Но это были постоянные жители города-крепости. Для армян Владикавказ являлся своеобразным «перевалочным пунктом» между Северным и Южным Кавказом, поэтому численность армянского населения здесь сильно колебалась. Судя по документам, в конце 1830-х гг. армяне предприняли первые шаги по сооружению своего храма. По крайней мере, в 1843 г. здесь действовала небольшая церковь Св. Григория Просветителя.

В 1860 г. Владикавказ получает статус города, а с 1863 г. становится административным центром вновь образованной Терской области. С этого времени наблюдается интенсивный рост его армянского населения (в 1861 г. – 400 человек, в 1913 г.– 5400, в 1926 г. – более 6500). В 1863 г. на должность начальника области получил высочайшее назначение генерал, граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов, будущий министр внутренних дел России, герой русско-турецких войн, принимавший активное участие и в Кавказской войне. Лорис-Меликов оказывал содействие своим соотечественникам, в том числе и по вопросу строительства новой церкви (1864 г.), прихожанином которой он являлся. Учитывая заслуги графа перед Отечеством, центральный проспект города (ныне пр. Ленина) был назван его именем.

По соседству с церковью на частные пожертвования армянская община приобрела здание, в котором в середине 70-х гг. ХIХ в. открылось первое приходское училище. Осенью 1883 г. начались занятия в женском училище. Для материальной поддержки учебных заведений община организовала «Армянское для всепомоществования учащимся общество». Его правление состояло из пяти человек и имело в своем распоряжении 400 рублей, ежегодно ассигнуемых городской управой, и 1000 рублей, регулярно поступавших из средств церкви. Кроме того, выделялись добровольные пожертвования для семей малоимущих, которые вносили в храм состоятельные армяне города. Позже на средства для училища было возведено специальное, просторное здание, примыкавшее к церковному двору. В училище имелась богатая по тогдашним меркам библиотека с книгами на армянском и русском языках. Училище имело и своих почетных блюстителей, в числе которых был отец знаменитого режиссера и актера Е.Б. Вахтангова – Баграт Сергеевич.

Владикавказские армяне ближе других армянских общин Северного Кавказа находились от Родины и первыми получали вести из Армении. В городе неоднократно проводились всевозможные акции в поддержку своих соотечественников. Так, например, 4 июня 1894 г. местный полицмейстер доносил, что местные армяне провели масштабную акцию «по сбору добровольных пожертвований пострадавшим от неурожая (и, безусловно, жертвам турецких погромов) соплеменникам в азиатской Турции и селах Эриванской губернии». Стойкое национальное самосознание владикавказских армян явилось одной из решающих причин того, что жемчужина Владикавказа – армянская церковь сохранилась, и дорога к ней «не заросла травой».

Крепость Грозная была основана в 1818 г. генералом А.П. Ермоловым и вплоть до 1869 г. являлась важным стратегическим форпостом России на Кавказе. После окончания Кавказской войны и усмирения горцев она начала превращаться в город. Такой статус был утвержден в 1870 г. В начале 60-х гг. в Грозном уже имелась небольшая (более 200 человек), но сплоченная армянская община. В апреле 1863 г. группа армян обратилась к начальнику среднего военного отдела Терской области генерал-майору А.Г. Туманову (Туманяну) с просьбой взять под свою опеку строительство армянской церкви. К строительству церкви грозненское армянское общество приступило во второй половине 1860-х гг. Церковь, получившая название «Армянская», начала действовать в 1872 г. Несмотря на относительно небольшую численность, армяне Грозного (в 1913 – 1400 человек, в 1926 г. – 5843) занимали ведущее место в социально-экономической жизни города. Торговые заведения А. Авакова, А. Ахвердова, Н. Баграмова, Г. Беглярова, А. Буниатяна, братьев Вартановых, С. Киракосова, Б. Оганова, А. Ростованова и других считались наилучшими. Но особое место в списке выдающихся армян занимает И.А. Ахвердов, в 1893 г. основавший добычу нефти. В начале ХХ в. конкуренцию ему пытались составить бакинские нефтепромышленники-армяне (Манташев, Лианозов, Маилов, Цатуров) открывшие в Грозном филиалы своих фирм.

Действительно, армянское население Северного Кавказа в абсолютных цифрах увеличилось. Однако удельный вес их в целом не изменился. Большинство армян-старожилов Северного Кавказа подверглась сильным ассимилятивным процессам. В то же время, рост армянской диаспоры на Северном Кавказе за счет прибывших мигрантов из Закавказья рождает социально-экономические и этнополитические проблемы, как для населения края (русских, казаков), так и для самих мигрантов. Хотя армянская диаспора Северного Кавказа «не продуцирует радикальных этнополитических настроений, не выдвигает политических требований, территориальных притязаний», и в целом, настроена «русофильски», сам факт роста армянского населения в регионе имеет конфликтогенный характер. Увеличение диаспоры вызывает неоднозначную реакцию у местного населения, раздраженного притоком переселенцев. Большинство русского населения не осведомлено об исторической позиции армянства, и не выделяет армянское население из «общекавказской» массы. Это в свою очередь вызывает непонимание у самих армян, которые свою христианскую принадлежность рассматривают, как основание для несколько иного отношения. Правда в последнее время армянская миграция приостановилась и имеет место частичная реиммиграция, в которой заинтересованы власти Р. Армения и НКР.

В целом, демократические процессы в России создали условия для пробуждения национального самосознания армянской диаспоры. В 90-е гг. ХХ в. во всех городах и населенных пунктах, где проживает армянское население, возникли национальные объединения. В соответствии с федеральным законодательством, некоторые из них зарегистрировались в качестве национально-культурной (экстерриториальной) автономии. Возрождается религиозная жизнь. Восстанавливаются сохранившиеся церкви (Армавир, Владикавказ, Буденновск, Ростов-на-Дону), строятся новые (Адлер, Сочи, Пятигорск, Кисловодск, Краснодар). Вокруг них выросли культурно-религиозные комплексы, где проводятся народные гуляния, отмечаются памятные даты. При церквах начинают функционировать воскресные школы. Налаживается издание периодики. В 2001 году во всех крупных общинах проводились мероприятия, посвященные 1700-летию принятия Арменией христианства как государственной религии. Наиболее значительными из них на Северном Кавказе стали фестивали армянской культуры в Сочи и Пятигорске. В 1997 г. с архипастырским визитом Северный Кавказ посетил глава Армянской Апостольской Церкви Верховный Патриарх Гарегин I, а в 2003 г. его преемник Гарегин II.

Северный Кавказ, как и вся Россия, сегодня переживает сложное время социально-экономического, идеологического и политического выбора. Этот процесс всегда сложен, а успешный исход его зависит от нормального самочувствия каждого этноса. Достигнуть мира и согласия в многонациональном регионе можно неимоверными усилиями всех слоев общества, которые достаточно осведомлены о происхождении, этнической истории, особенностях культуры и традициях народов. Эти цели, на примере одной диаспоры, преследует настоящий очерк.

Акопян В.З.

Краткий очерк по истории армянских поселений на Юге России. Пятигорск: ПГЛУ, 2005

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *