американская история драйзер экранизация
«Американская трагедия»: истоки сюжета
Сюжет одного из самых популярных романов Теодора Драйзера основан на преступлении, произошедшем в 1906 году в штате Нью-Йорк.
Многие литературные произведения, получившие широкую известность, основаны на реальных событиях. Конечно, в большей или меньшей степени. К примеру, считается, что сюжет романа «Американская трагедия» Теодора Драйзера основан на деле Честера Джилетта, имевшем место в 1906 году. И действительно, подробности преступления воспроизведены Драйзером близко к реальности. Но писатель нарисовал картину американских нравов в целом, что сделало его роман не просто криминальной историей, а свидетельством времени.
В поисках сюжета
Основание для трагедии
«Человек мог посвятить себя работе врача, адвоката, ростовщика, изобретателя, а возможно, учёного, но его не покидала настойчивая мысль, как, впрочем, и всех ему подобных, что для быстрого продвижения необходимы деньги. И один из самых надёжных способов получить их — жениться на девушке с приданым, вместо того чтобы совершенствоваться в своей специальности и зарабатывать честным путем. Так возникла охота за приданым. Она стала для американцев навязчивой идеей», — писал Драйзер. В эту схему в общем и целом вписывалась история Честера Джилетта.
Молодой человек вырос в небогатой семье, его родители были очень религиозны (как и родители Клайда Грифитса). Когда молодому человеку было 23 года, он начал встречаться с 20-летней Грейс Брайн. Они вместе работали на фабрике, которой, как и в романе Драйзера, владел дядя главного героя нашей истории.
Через некоторое время Грейс обнаружила, что беременна, и уехала к родителям на ферму в том же штате Нью-Йорк. Девушка писала Джилетту письма с просьбами приехать к ней, в противном случае грозила устроить скандал. Честер приехал и отправился вместе с Грейс на уикенд в Адирондакские горы. В течение 2 дней пара переезжала с одного курорта на другой, и в итоге они оказались на Большом лосином озере, где Джилетт взял на прокат лодку. В какой-то момент люди, гулявшие на берегу, услышали с воды женский крик, однако увидеть, что именно происходило, было невозможно — слишком далеко. Через некоторое время на озере обнаружили перевёрнутую лодку, рядом с ней плавала соломенная шляпа, похожая на ту, в которой был Джилетт. Тело девушки нашли в озере быстро, а вот тело молодого человека отыскать не удалось.
Один на один
Таким образом, Честер Джилетт лишился финансовой поддержки, и адвокатов ему назначил суд. С защитниками ему повезло, это были опытные юристы, но и прокурор Джордж Уорд был не новичком. В итоге он представил картину преступления так, что у присяжных не оставалось сомнений в виновности молодого человека.
Во-первых, у него был мотив: бывшая девушка, ждавшая от него ребёнка, мешала его жизненным планам. Правда, в отличие от литературного Клайда Грифитса, Джилетт, скорее всего, не имел на примете другой невесты. Но эту историю с удовольствием додумали журналисты, которые якобы «нашли» богатую избранницу Джилетта — Гэриетт Бенедикт. Девушка не отрицала, что была знакома с ним, однако никаких близких отношений, тем более планов на брак, у них не было. Как водится, газетчиков это не остановило.
Во-вторых, прокурор обратил внимание на то, что на всех курортах, где побывали герои этой истории, Джилетт регистрировался под вымышленными именами. По мнению обвинения, это говорило о том, что у него был план скрыться. И в-третьих, перед тем как отправиться на лодочную прогулку, Честер собрал и взял с собой все свои вещи, а вот вещи Грейс оставались в отеле.
Врачи, которые осматривали тело, обнаружили на голове Грейс следы от сильных ударов, нанесённых или веслом, или, вполне возможно, теннисной ракеткой, которая была в багаже. Правда, Честер предложил свою версию: во время прогулки они поссорились, его подруга в порыве отчаяния решила покончить с собой и прыгнула в воду. Молодой человек якобы пытался ей помочь, в итоге лодка перевернулась и ударила девушку по голове — отсюда и следы. Однако присяжные склонились к версии обвинителя.
Этому было несколько объяснений. Суд проходил в округе Херкимер штата Нью-Йорк — это сельский, фермерский, довольно консервативный район, где люди изначально были настроены против Джилетта — амбициозного молодого человека «из городских». Кроме того, суду были представлены многочисленные улики, в том числе письма, изъятые, правда с нарушением юридической процедуры. Однако присяжные закрыли на это глаза. И наконец, обвинение прибегло к эмоциональному давлению, упирая на беременность Грейс (в качестве улики был даже представлен плод, извлечённый из утробы девушки).
Заседания продолжались около 3 недель, и Джилетта признали виновным. Апелляционный суд штата Нью-Йорк отклонил соответствующее ходатайство адвокатов, губернатор штата Чарльз Хьюз также отказал в помиловании. В ожидании смертной казни Честер Джилетт вёл дневник, который сегодня опубликован. В нём, вопреки ожиданиям, нет признаний в убийстве. Рассказывают, что губернатор Хьюз даже говорил со священником, который беседовал с молодым человеком перед смертью, и тот сказал, что он в своём преступлении сознался. Так этот или нет, до сих пор вызывает вопросы.
Шанс для преступника
Известный адвокат Кларенс Дэрроу, выступавший в качестве защитника на многих известных процессах (в том числе на «Обезьяньем»), полагал, что вину Клайда однозначно определить невозможно.
И сегодня этот случай рассматривается в американских юридических школах как сложный, однако для Драйзера было важно другое. Он писал, что все поступки Джилетта (а значит, и Клайда Грифитса), не считая собственно убийства, полностью вписывались в американскую мораль того времени, и по сути, он был добропорядочным гражданином, который просто искал способ добиться престижного положения. Цели своей он не достиг, но и случай его был далеко не единичным.
Американская трагедия
Канзас-Сити, жаркий летний вечер. Двое взрослых и четверо детей распевают псалмы и раздают брошюры религиозного содержания. Старшему мальчику явно не нравится то, чем он вынужден заниматься, но его родители с жаром отдаются делу спасения заблудших душ, каковое, впрочем, приносит им лишь моральное удовлетворение. Эйса Грифитс, отец семейства, отличается большой непрактичностью, и семья еле-еле сводит концы с концами.
Юный Клайд Грифитс стремится вырваться из этого унылого мирка. Он устраивается помощником продавца содовой в аптеке, а затем рассыльным в отель «Грин-Дэвидсон». Работа в отеле не требует никаких особых навыков и умений, но приносит неплохие чаевые, что позволяет Клайду не только вносить свой вклад в семейный бюджет, но и покупать себе хорошую одежду и кое-что откладывать.
Товарищи по работе быстро принимают Клайда в свою компанию, и он с головой окунается в новое весёлое существование. Он знакомится с хорошенькой продавщицей Гортензией Бригс, которая, однако, не по годам расчётлива и не собирается оказывать кому-либо благосклонность исключительно за красивые глаза. Ей очень хочется модный жакет, который стоит сто пятнадцать долларов, и Клайду трудно устоять перед её желанием.
Вскоре Клайд с компанией отправляется на увеселительную прогулку в роскошном «паккарде». Эту машину один из молодых людей, Спарсер, взял без разрешения из гаража богача, у которого служит его отец. На обратном пути в Канзас-Сити погода начинает портиться, валит снег, и ехать приходится очень медленно. Клайд и его товарищи опаздывают на работу в отель и поэтому просят Спарсера прибавить скорость. Он так и поступает, но, зазевавшись, сбивает девочку, а потом, уходя от преследования, не справляется с управлением. Водитель и одна из девиц остаются лежать без сознания в разбитой машине, все прочие разбегаются.
На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех остальных участников пикника. Опасаясь ареста, Клайд и кое-кто из других членов компании покидают Канзас-Сити.- Три года Клайд живёт вдали от дома под чужим именем, выполняет грязную неблагодарную работу и получает за неё гроши. Но однажды в Чикаго он встречает своего приятеля Ретерера, который тоже был с ним в «паккарде». Ретерер устраивает его в «Юнион-клуб» рассыльным. Двадцатилетний Клайд вполне доволен своей новой жизнью, но как-то раз в клубе появляется Сэмюэл Грифитс, его дядя, живущий в городе Ликурге, штат Нью-Йорк, и владеющий фабрикой по производству воротничков. Результатом встречи родственников становится переезд Клайда в Ликург. Дядя обещает ему место на фабрике, хотя златых гор не сулит. Клайду же контакты с богатыми родственниками кажутся перспективнее работы в «Юнион-клубе», хотя зарабатывает он неплохо.
Сын Сэмюэла Гилберт без особой радости принимает двоюродного брата и, убедившись, что тот не обладает никакими полезными знаниями и навыками, определяет его на достаточно тяжёлую и малооплачиваемую работу в декатировочном цехе, размещённом в подвале. Клайд снимает комнату в дешёвом пансионе и начинает, что называется, с нуля, надеясь, однако, рано или поздно преуспеть.
Проходит месяц. Клайд исправно делает все, что ему поручено. Грифитс-старший интересуется у сына, какого тот мнения о Клайде, но Гилберт, весьма настороженно отнёсшийся к появлению бедного родственника, прохладен в оценках. По его мнению, Клайд вряд ли сумеет выдвинуться — у него нет образования, он недостаточно целеустремлён и слишком мягок. Впрочем, Сэмюэлу Клайд симпатичен и он готов дать племяннику шанс показать себя. Вопреки желанию Гилберта, Клайда приглашают в дом на семейный обед. Там он знакомится не только с семейством своего родственника, но и с очаровательными представительницами ликургского бомонда, юными Бертиной Крэнстон и Сондрой Финчли, которым вполне приглянулся красивый и воспитанный юноша.
Наконец, по настоянию отца, Гилберт находит для Клайда менее тяжёлую и более престижную работу — он становится учётчиком. Впрочем, Гилберт предупреждает его, что он должен «соблюдать приличия в отношениях с работницами» и всякого рода вольности будут решительно пресекаться. Клайд готов свято выполнять все предписания своих работодателей и, несмотря на попытки некоторых девушек завязать с ним отношения, остаётся глух к их заигрываниям.
Вскоре, однако, фабрика получает дополнительный заказ на воротнички, и это, в свою очередь, требует расширения штатов. На фабрику поступает юная Роберта Олден, перед обаянием которой Клайду нелегко устоять. Они начинают встречаться, ухаживания Клайда делаются все более настойчивыми, и воспитанной в строгих правилах Роберте все труднее и труднее помнить о девическом благоразумии. Тем временем Клайд снова встречается с Сондрой Финчли, и эта встреча круто меняет его жизнь. Богатая наследница, представительница местной денежной аристократии, Сондра проявляет неподдельный интерес к молодому человеку и приглашает его на вечер с танцами, где собирается ликургская золотая молодёжь. Под натиском новых впечатлений скромная прелесть Роберты начинает меркнуть в глазах Клайда. Девушка чувствует, что Клайд уже не так внимателен к ней, ей страшно потерять его любовь, и однажды она поддаётся искушению. Роберта и Клайд становятся любовниками.
Сондра Финчли, однако, не исчезает из его жизни. Напротив, она вводит Клайда в свой круг, и заманчивые перспективы кружат ему голову. Это не остаётся незамеченным Робертой, и она испытывает тяжкие муки ревности. В довершение ко всему выясняется, что она беременна. Она признается в этом Клайду, и он лихорадочно пытается найти выход из создавшегося положения. Но лекарства не приносят желанного результата, а врач, которого они находят с таким трудом, категорически отказывается сделать аборт.
Единственный выход — жениться, решительно не устраивает Клайда. Ведь это означает, что ему придётся расстаться с мечтами о блестящей будущности, которые вселили в него отношения с Сондрой. Роберта в отчаянии. Она готова пойти на то, чтобы рассказать о случившемся дяде Клайда. Это означало бы для него конец карьеры и крест на романе с Сондрой, но он проявляет нерешительность, надеясь что-то придумать. Он обещает Роберте или подыскать какого-то врача или, если за две недели такового не отыщется, жениться на ней, пусть даже формально, и поддерживать её какое-то время, пока она не сможет работать.
Клайд приглашает Роберту совершить поездку на озеро Большой Выпи, обещая затем обвенчаться с ней. Итак, вроде бы страшное решение принято, но он и сам не верит в то, что найдёт в себе силы осуществить задуманное. Одно дело совершить убийство в воображении и совсем другое — в реальности.
И вот Клайд и Роберта отправляются кататься на лодке по пустынному озеру. Мрачно-задумчивый вид Клайда пугает Роберту, она осторожно подбирается к нему, спрашивает, что с ним случилось. Но когда она пытается дотронуться до него, он, не помня себя, ударяет её фотоаппаратом и толкает так, что она теряет равновесие и падает. Лодка переворачивается, и её борт ударяет Роберту по голове. Она умоляет Клайда помочь ей, не дать утонуть, но он бездействует. То, о чем не раз он думал, свершилось. Он выбирается на берег один, без Роберты.
Но и перевёрнутую лодку, и тело Роберты быстро находят. Следователь Хейт и прокурор Мейсон энергично берутся за дело и вскоре выходят на Клайда. Тот поначалу запирается, но опытному прокурору не составляет труда загнать его в угол. Клайд арестован — теперь его судьбу решит суд.
Сэмюэл Грифитс, разумеется, шокирован случившимся, тем не менее он нанимает хороших адвокатов. Те сражаются изо всех сил, но и Мейсон знает своё дело. Долгое и напряжённое судебное разбирательство заканчивается вынесением смертного приговора. Состоятельные родственники прекращают оказывать помощь Клайду, и только его мать пытается для него что-то сделать.
Клайда переводят в тюрьму Оберна, именуемую Домом смерти. Отчаянные попытки матери найти деньги для продолжения борьбы за жизнь сына успеха не приносят. Общество утратило интерес к осуждённому, и ничто теперь не помешает машине правосудия довести дело до конца.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Американская трагедия»: истоки сюжета
Сюжет одного из самых популярных романов Теодора Драйзера основан на преступлении, произошедшем в 1906 году в штате Нью-Йорк.
Многие литературные произведения, получившие широкую известность, основаны на реальных событиях. Конечно, в большей или меньшей степени. К примеру, считается, что сюжет романа «Американская трагедия» Теодора Драйзера основан на деле Честера Джилетта, имевшем место в 1906 году. И действительно, подробности преступления воспроизведены Драйзером близко к реальности. Но писатель нарисовал картину американских нравов в целом, что сделало его роман не просто криминальной историей, а свидетельством времени.
Основание для трагедии
«Человек мог посвятить себя работе врача, адвоката, ростовщика, изобретателя, а возможно, учёного, но его не покидала настойчивая мысль, как, впрочем, и всех ему подобных, что для быстрого продвижения необходимы деньги. И один из самых надёжных способов получить их — жениться на девушке с приданым, вместо того чтобы совершенствоваться в своей специальности и зарабатывать честным путем. Так возникла охота за приданым. Она стала для американцев навязчивой идеей», – писал Драйзер. В эту схему в общем и целом вписывалась история Честера Джилетта.
Теодор Драйзер, «Американская трагедия»: краткое содержание
Об авторе
Теодор Драйзер родился в 1871 году. Детство его прошло в бедности. В возрасте 18 лет будущий писатель поступил в университет, но окончить его не смог в силу финансовых проблем. Всё же в 1892 году он был принят репортером в одну из чикагских газет.
Творческий путь писателя начался с романа «Сестра Керри», вышедшего в свет в 1900 году. Спустя 30 лет Драйзера выдвинули на получение Нобелевской премии. Однако награду отдали Синклеру Льюису.
Интересный факт из биографии Теодора Драйзера. В 1912 году он отправился в свое первое турне по Европе. Вернуться планировал на печально известном «Титанике». Однако издатель в последний момент уговорил писателя сесть на пароход подешевле.
В конце своего жизненного пути Драйзер стал атеистом. За несколько месяцев до смерти вступил в коммунистическую партию, чем и снискал широкую популярность в СССР. Теодор Драйзер ушёл из жизни в 1945 году. Он является автором таких книг, как «Финансист», «Гений», «Титан», «Оплот», «Стоик», «Дженни Герхардт» и др.
«Американская трагедия» (Т. Драйзер): краткое содержание
Книга состоит из трёх частей. В первой части автор показывает читателю взросление главного героя. Затем изображен мир капиталистов, к которому, как известно, автор испытывал антипатию. Молодой человек попадает в совершенно иную среду, что его и губит. Трагедия разворачивается в заключительной части.
Это глубокое произведение, наполненное психологизмом. Краткое содержание «Американской трагедии» Теодора Драйзера в статье изложено по следующему плану:
Светское общество
Пожалуй, ни одно произведение не описывает так подробно и правдиво жизнь в Соединенных Штатах 1920 годов как «Американская трагедия». Роман очень детально и вместе с тем эффектно описывает представителей высшего общества того времени. Сондра – воплощение золотой мечты для главного героя: она богата, молода, красива, избалована. Будучи гордой и самовлюбленной девушкой, она поначалу решила использовать Клайда для того, чтобы досадить одному из своих незадачливых ухажеров, однако постепенно легкомысленное заигрывание сменилось искренним чувством. Грифитс стал проводить с ней много времени и, наконец, понял, что у него есть все шансы жениться на ней и стать полноправным членом того самого высшего светского общества, к которому он так стремился. Но ситуация осложнилась из-за того, что его бывшая возлюбленная оказалась беременной и требовала жениться на ней, угрожая оглаской, которая бы лишила его шансов выбиться в люди.
Жизнь в нищете
Главный герой – Клайд Гриффитс. Мальчик растёт в бедной семье. Отец его – человек довольно непрактичный. Мать часто посещает церковь, с жаром отдается «спасению заблудших душ». Этим людям едва удается свести концы с концами. Но они не замечают своей нищеты, чего нельзя сказать о маленьком Клайде, мечтающем выбраться из этого жалкого мирка. С ранних лет он работает. Трудится в отеле рассыльным.
Стоит сделать некоторое отступление, прежде чем продолжить изложение краткого содержания. Американской трагедией Драйзер назвал историю, изложенную в этой книге, отнюдь не потому, что сам проживал в Штатах и именно там поселил своих героев. В начале ХХ века общество с вероятностью финансового и социального успеха для всех и полным отсутствием патриархальных пережитков можно было найти не всюду.
«Американская трагедия», краткое содержание которой представлено ниже, — очень печальная история. Нечто подобное могло произойти лишь там, где царит несправедливость, неравенство.
Гортензия
С тех пор как Клайд устроился работать в отеле, жизнь его изменилась к лучшему. У него появились новые друзья. Теперь он способен приобрести себе одежду, денег хватает даже на развлечения. Клайд знакомится с продавщицей по имени Гортензия. Но вскоре разочаровывается в девушке. Это довольно расчетливая, корыстная особа.
Юноша не удовлетворён своей семьёй, её материальным положением. У него появляются мечты о высшем свете, богатстве, и он думает о том, как бы это воплотить в реальность. Краткое содержание «Американской трагедии» не передаст глубины переживаний главного героя. После прочтения сжатого изложения создается впечатление, что это довольно неприятный персонаж. Тогда как Клайд – герой неоднозначный, противоречивый.
Вторая часть
Переехав в Чикаго, Клайд три года живёт там под вымышленным именем Гарри Тенета. Неожиданно он встречает своего дядю Сэмюэла. Тот владеет огромной фабрикой и уже много лет не поддерживает контактов с семьёй племянника. Предприниматель соглашается дать работу Клайду, но для этого тот должен будет переехать в город Ликург, штат Нью-Йорк, где проживает дядя.
Сначала его холодно встречает сын Сэмюэла — Гилберт. Сперва наследник даёт гостю низкооплачиваемую работу в декоративочном цеху. Клайд проживает в скучном, но дешёвом пансионе у миссис Каппи. У него появляется друг — продавец из отдела мужской одежды Уолтер Диллард. Этот легкомысленный и ветреный юноша знакомит Гриффитса с двумя девушками — Ритой Дикермен и Зеллой Шумэн. Первая сразу же стремится взять Клайда в оборот, что не нравится молодому человеку.
Спустя некоторое время Гриффитс, не в последнюю очередь благодаря родственным связям, становится начальником штамповочного отдела. Дядя перед назначением даёт племяннику наставление, чтобы тот вёл себя достойно и благонравно среди женщин, работающих на предприятии.
Вскоре Гриффитс знакомится с сотрудницей фабрики Робертой Олден. Молодые люди влюбляются друг в друга. Девушка, воспитанная в строгих правилах, сначала не решается вступить в половую связь с Клайдом. Однако он упорствует, и Роберта соглашается, опасаясь лишиться расположения и внимания Гриффитса.
Получив новую должность, Клайд переезжает в шикарный дом на Джефферсон-авеню. Обвыкшись, он выделяет на работе трёх сотрудниц, не слишком обременённых нравственностью:
Вскоре Клайд случайно знакомится с 17-летней дочерью другого городского фабриканта, Сондрой Финчли. Она вводит его в общество «золотой молодёжи» Ликурга. Постепенно девушка влюбляется в юношу. Она начинает размышлять о свадьбе, невзирая на своё несовершеннолетие и разницу в социальном статусе с избранником.
Как гром среди ясного неба, звучит известие от Роберты о том, что она беременна. Клайд уговаривает девушку совершить подпольный аборт, но никто из врачей, к которым она обращается, не соглашается сделать операцию. Роберта угрожает парню предать их связь огласке и благодаря этому добивается от нерешительного Гриффитса обещания жениться.
Гибель Роберты
Читая газету, Клайд узнаёт о трагическом происшествии, недавно случившемся в Массачусетсе: лодка, где плавала молодая возлюбленная пара, опрокинулась на озере. Труп девушки был обнаружен, а вот тело её спутника так и не нашли. Клайд помышляет о том, что примерно таким же образом он мог бы решить свои проблемы и с Робертой. Сперва юноша пытается гнать от себя такую преступную идею, но со временем понимает, что только так он сумеет гарантированно преодолеть препятствие, стоящее на пути к браку с Сондрой и роскошной жизни.
Клайд бьёт девушку фотоаппаратом, который был с собой, по голове. Впоследствии он не мог понять, сделал это намеренно или нет. Лодка переворачивается и молодые люди оказываются в воде. Гриффитс специально не вытаскивает девушку, несмотря на её возгласы и мольбы о помощи, и она тонет. Замаскировав убийство под несчастный случай, парень покидает место происшествия.
Бегство
Главный герой, вместо того чтобы оказать помощь, бежит с места преступления. На следующий день из газет узнаёт о том, что Спарсер назвал следователям имена прочих участников увеселительной прогулки. Клайд покидает родной город. Так же поступают и другие молодые люди, до которых не добралось следствие.
Часто встает непростой выбор на жизненном пути героя «Американской трагедии». Краткое содержание повествует о его ошибках, но вызывает только отрицательное отношение к персонажу Драйзера. Прочтение оригинала наводит на долгие размышления. «Как бы я поступил на его месте?» – вопрос, который задают себе многие читатели. Правда, вопрос этот не возникает после прочтения страшной концовки «Американской трагедии» Т. Драйзера. Краткое содержание поведает о финале этого социально-психологического романа.
Жизнь под чужим именем
Клайд уезжает в город Ликург. Здесь он живет под чужим именем. Молодой человек устраивается на тяжелую низкооплачиваемую работу. Однажды встречает одного из прежних друзей, который устраивает его в крупную компанию рассыльным. Клайд вполне доволен жизнью. Но впереди очередные перемены.
Содержание «Американской трагедии», как уже было сказано, многие знают по одноименному фильму, который вышел в 80-х годах. Он снят очень близко к тексту романа Теодора Драйзера. Сама книга «Американская трагедия» читается на одном дыхании, герои прорисованы ярко и характерно, интрига держит в напряжении. Даже тогда, когда, казалось бы, уже все ясно.
Фильмы
Произведение «Американская трагедия», экранизация которого является заметным явлением в кинематографе, при видимой простоте сюжета является сложной социально-психологической драмой что, к сожалению, не всегда учитывалось создателями кинолент. Первый фильм был снят в 1931 году. Сценарий первоначально написал отечественный режиссер С. Эйзенштейн, и его работа удовлетворила Драйзера. Однако впоследствии, по идеологическим соображениям, текст был написан другим автором, но картина не понравилась самому автору. Наиболее известный фильм, снятый по мотивам произведения, называется «Место под солнцем» (1951 год), который получил несколько премий «Оскар». Итак, одним из наиболее известных произведений и в наши дни остается «Американская трагедия». Роман по-прежнему актуален благодаря тщательному анализу человеческой природы.
Роберта Олден
Клайд снимает комнату в недорогом пансионе. Он снова начинает жизнь с нуля. Двоюродный брат предлагает ему должность. Клайду предстоит выполнять тяжёлую работу за гроши. Но он и этому рад. Клайд верит, что вскоре разбогатеет. Возможно, это ему действительно удалось бы. Но однажды он знакомится с девушкой из небогатой семьи. Зовут ее Роберта. Она работает на фабрике. Клайд влюбляется в неё. Между ними начинаются отношения, которые приводят к интимной близости, что для пуританского общества тех лет было недопустимо.
Трагедия на озере
Однако Клайду приходится расстаться со своими мечтами о блестящем будущем. Роберта сообщает ему новость: она беременна. Однажды молодому человеку на глаза попадается заметка в газете, рассказывающая о трагедии на озере. Мужчина и женщина отправились кататься на лодке, но обратно не вернулись. Лодку нашли перевернутой, а спустя несколько дней обнаружили и тело девушки. Эта заметка побуждает героя на создание преступного плана. Клайд уверен, что только так он сможет избавиться вот надоевшей возлюбленной.
«Американская трагедия» Драйзера – это не просто роман о любви и предательстве. Это книга о человеке, стоящем перед выбором. Молодой Гриффитс очень хочет попасть в элиту, ведь у него звучная фамилия, кровное родство с сильными мира сего, «королями» американского городка Ликурга. Однако успеху мешает любовь простой девушки. Что делать? Жениться? Но тогда родственники узнают и отвергнут Клайда. Он не сможет пробиться в высший свет. Не жениться? Но как, если дал слово?
Примечания
Дом смерти
Клайда арестовывают. Его приговаривают к смертной казни и отправляют в так называемый Дом смерти. Отныне он никому не нужен. Состоятельные родственники отказываются помогать ему. Благополучно забывает о нём и богатая невеста. Только мать предпринимает несколько тщетных попыток спасти сына.
Таково содержание «Американской трагедии» Теодора Драйзера – писателя, которого весьма уважала советская цензура за политические воззрения, но не за способность проникнуть в самые потаенные уголки человеческой души.
Третья или заключительная
«Как мужик двух генералов прокормил» краткое содержание повести Салтыкова-Щедрина – читать пересказ онлайн
Расследованием гибели девушки занимается следователь из округа Катараки Фрейд Хейт и его 19-летний помощник Эрл Ньюком. В кармане Роберты они находят письмо к матери и берут показания у двух охотников, которые видели в лесу молодого человека.
Местный прокурор Орвил Мейсон, мечтающий о политической карьере, также подключается к расследованию. Он ставит в известность Тайтуса Олдена, отца Роберты, о трагической гибели его дочери. Мать убитой рассказывает прокурору о Клайде. Мейсон осматривает чемодан девушки, в котором находит подаренный Гриффитсом туалетный прибор с карточкой, подписанной юношей. В комнате парня проводят обыск, в ходе которого обнаруживают письма от погибшей невесты.
Клайд приезжает на дачу к своим друзьям Крэнстонам. Внешне он вполне спокоен, но в душе обеспокоен из-за совершённого злодеяния и боится разоблачения. В газете юноша читает о том, что тело девушки было найдено, и в панике сжигает костюм, в котором приезжал на озеро.
Узнав, что следствие разыскивает убийцу, Гриффитс сначала решает сам пойти в полицию и рассказать о происшествии в лодке, выставив всё, как несчастный случай. Поразмыслив получше, юноша понимает, что дело зашло слишком далеко и ему никто не поверит. Более того, из-за этого парень рискует навсегда потерять Сондру.
Задержание и суд над Клайдом
Вместе со своими новыми друзьями из «золотой молодёжи» и Сондрой он решает на неделю уехать отдохнуть на Медвежье озеро. В глухих лесах Гриффитс уже начинает размышлять о побеге и в этот момент его задерживает подручный шерифа Николас Краут. Это происходит прямо на глазах у товарищей. В участке Мейсон старается получить у юноши признание и угрожает отвести его к Сондре. Испугавшись, что девушка увидит его в качестве обвиняемого, Клайд рассказывает, что был с Робертой на озере, но добавляет, что она погибла случайно.
В городе становится известно, что преступник пойман. Местные жители даже стараются взглянуть на злодея. Гриффитс же продолжает упорно настаивать на своей невиновности. Водолазы осматривают дно озера и обнаруживают там фотоаппарат. Подробности убийства и выдержки из писем Роберты начинают публиковать газеты всей страны. Семейства Крэкстонов и Финчли в спешке покидают Ликург.
Сэмюэл решает помочь племяннику и просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в этом деле. Его помощник, Кетчумен, нанимает для Клайда юриста Элвина Белнепа, политического конкурента Мейсона. Он сразу же приходится Гриффитсу по душе, и тот рассказывает адвокату, как всё было в действительности. Рубен Джефсон, помощник Белнепа, не может до конца понять, виноват Клайд или нет, но придумывает оправдательную историю, которая выглядит достоверно.
Эстер рассказывает Эльвире, матери парня, что с ним произошла беда. Женщина пытается приехать навестить его, но юноша отговаривает её. Информация о детстве Гриффитса-младшего и его семействе попадает в газеты.
Образ Клайда Гриффитса
В качестве главного героя «Американской трагедии» Теодор Драйзер изобразил человека душевно слабого. Материнские проповеди не дошли до ума и сердца. Он хотел определённого статуса, и он его получил.
Казалось бы, Клайд особо и не продвинулся в обществе. Но для его внутрисемейной системы координат даже знакомство с представителями богатых семейств стало сродни прыжку с парашютом. Новая жизнь, карьера и прочие блага жизни без тотального родительского контроля – все это вскружило голову молодому человеку.
Благодаря родителям-сектантам Клайд усваивает, что высшей ценностью может стать что угодно, кроме человеческой жизни. Своей целью он делает финансовое благополучие. Он предприимчив, деятелен, уверен в себе. На пути к мечте не раздумывая убивает человека.
Автор придерживается реалистичного стиля изложения, не нагнетает краски и не романтизирует. Он описывает ряд типичных жителей небольших городков. Подает их характеры через бытовавшие в начале века нравы и идеалы.
Роман «Американская трагедия» можно назвать одним из наиболее объективных произведений на социальную тематику. Теодор Драйзер не перекладывает всю вину за преступление на общество, не изображает убийцу воплощением дьявола. Он осуждает нравы и законы, которые идеально подходят для формирования негодяев.
Другие персонажи
Остальные действующие лица также получились очень правдивыми и достоверными, поскольку сам автор часто сталкивался по жизни с представителями самых разных сословий и профессий, что нашло отражение в его произведении. Он вывел типичные образы богатых преуспевающих фабрикантов и предпринимателей, представителей «золотой молодежи», простых рабочих и бедных служащих. Роман «Американская трагедия», отзывы о котором в целом очень положительны, в художественной форме воспроизвел картину общества второго десятилетия 20 века. Последнее обстоятельство пользователи отмечают как несомненное достоинство произведения, однако вместе с тем оговариваются, что в нем нет ни одного героя, которого можно было назвать безусловно положительным, которому можно было бы переживать и сочувствовать. Многие называют это недостатком романа.
Карлайл Харрис
Именно так звали человека, который является прототипом героя романа Драйзера. Он был студентом-медиком, в 1893 году признан виновным в убийстве жены. Харрис в 1890 году женился втайне от своих родителей. Однако мать девушки настояла на том, чтобы он сообщил об этом родственникам.
Жизнь Карлайла Харриса завершилась 8 мая 1893 года. Ему было 25 лет. Прототип Клайда Гриффитса был казнён на электрическом стуле. Стоит сказать, что этот случай был не единственным, который вдохновил писателя на создание романа «Американская трагедия». Подобных историй прозаику было известно более десяти.
Довольно объемную книгу представляет собой произведение Драйзера «Американская трагедия». Кратким содержанием ограничиваться все же не следует. Стоит найти время на прочтение романа одного из лучших американских писателей.
2Чикаго
После бегства из Канзас-Сити Клайд переезжал с места на место в поисках работы. Побывал в Сент-Луисе, Пеории, Милуоки, а потом оказался в Чикаго. Там он жил под вымышленным именем, менял одну работу на другую, пока однажды не встретил бывшего коллегу и не устроился рассыльным в «Большой Северный», а затем в «Юнион-клуб». Однажды в «Юнион-клубе» Клайд встретил своего дядю — Сэмюэла Грифитса, владельца фабрики воротничков в Ликурге. Молодой человек попросил своего богатого родственника устроить его на работу, и тот согласился.
Чикаго — город в США, расположенный на юго-западном побережье озера Мичиган в штате Иллинойс. В 1674 году на месте современного Чикаго французским иезуитом Жаком Маркеттом был основан миссионерский пост. Чикаго появился на карте в 1833 году как посёлок с населением 350 человек. В 1837 году Чикаго получил статус города, а уже в 1840 году население достигло численности более 4 тыс. человек.
После 1848 года, когда силами ирландских эмигрантов был прорыт канал Иллинойс-Мичиган связавший Великие Озера с рекой Миссисипи, в Чикаго начался экономический бум. Вскоре к городу подвели железную дорогу, появилось телеграфное сообщение, полноценная система городской канализации и первая в мире торговая биржа. Развитие железных дорог и изобретения в области сельского хозяйства быстро превращали богатую прерию центрального Иллинойса в один из самых производительных и ценных сельскохозяйственных районов в мире. В 1869 году Чикаго стал центром железнодорожных сообщений между Западным и Восточным побережьями США.
8 октября 1871 года случился знаменитый Великий Чикагский пожар, который превратил в пепел около десяти квадратных километров построек, а это без малого 34 квартала и 18000 зданий, построенных из дерева. Треть населения города осталась без крыши над головой. Чикаго пришлось полностью отстраиваться, но применение новых техник и архитектурных новаторств, возродило из пепла невероятно современный и уникальный с точки зрения архитектуры город. Так как каждый клочок земли стоил больших денег, даже абсолютно голая обгоревшая пустошь, было принято весьма важное и оригинальное историческое решение — возводить здания только вверх. Также была устранена проблема болотистых почв, ее решили с помощью металлических каркасов, которые до сих пор служат основанием города. В то время в городе было много безработных эмигрантов, которые и помогли выстроить его заново, в короткие сроки. На момент пожара население Чикаго составляло около 300 000 жителей, но уже к началу 20 века оно выросло более чем в 6 раз.
За первые десять лет после пожара были построены Торговая биржа, Меновая биржа, здание финансового управления города. В 1885 году в Чикаго был построен первый в мире 10-этажный небоскреб. Это был «The Home Insurance Building». Изначально, архитектор Уильям Ле Барон Дженни планировал сделать это здание десятиэтажным, однако позже к нему было пристроено ещё 2 этажа.
В 1885—1894 годах в деловом было построено 21 здание высотой в 12−16 этажей, были проложены системы городского сообщения, в том числе пригородная железная дорога, конный и электрический трамваи, фуникулер. Набережная озера Мичиган стала одной из самых элитных улиц страны. По берегам реки расположились промышленные зоны.
К концу 19 века рост промышленности привлек в США иммигрантов из Восточной и Южной Европы. Основным центром промышленного производства стал Чикаго. В 1890 году город стал вторым по размерам в США после Нью-Йорка, население Чикаго составило 1,1 млн человек. В Чикаго стекались не только иммигранты из Европы: большое и важное сообщество сформировали афро-американцы, мигрирующие с сельского Юга. К 1900 году численность населения увеличилась до 1,7 млн. Город был перенаселен, начались расовые столкновения, росла социальная напряженность. В результате, в 20-х годах все это вылилось в гангстерский бум преступности.