александровский мост орел история
Призрак или памятник? История моста, вокруг названия которого до сих пор идут споры
Все сооружения в городе должны иметь приличный вид: к мостам же предъявляются повышенные требования. По своей архитектуре они значительно отличаются от иных построек прежде всего тем, что их конструкции открыты, видны отовсюду. Красоту моста определяет его архитектурно-композиционная структура, соответствующая окружающему ландшафту и застройке. Но за красотой и прочностью скрыта история, которая зачастую своими корнями уходит в глубь веков. «Орловские новости» решили приоткрыть занавес тайн, которые опутали Ленинский (Александровский) мост в Орле. А помогал в этом исследователь-краевед Илья Кушелев.
Какие они, мосты прошлого?
Мостов в Орле в прежние времена было много. Если брать территорию старого города, то больше, чем теперь. Однако они не были капитальными. В основном это деревянные переправы. В XVIII веке появились каменные мосты, но не над главными водными артериями, а на городских заставах, в комплексе с въездными столбами, будкой и шлагбаумом. Так, один мост перекинулся через овраг к Успенскому монастырю, в створе современной ул. М. Горького – это место напротив Арбитражного суда. Ныне засыпанный овраг был длинным и далеко заходил на территорию нынешнего хлебокомбината. Такого же типа мост построили в XVIII в. у заставы на современной Московской улице вместе с Московскими воротами. Пролегал он через маленькую речку Ленивец (Непрец – старое название).
Почему в Орле не строили каменные мосты? Скорее всего, причина в отсутствии средств и сил для постройки таких капитальных сооружений.
Из истории Ленинского (Александровского) моста
Этот не существующий ныне подлинный мост, как и полностью пока целый Красный (быв. Мариинский), был построен в 1880 году по проекту инженера Александра Ильича Лебединского. Оба проекта сохранились в фондах Российского государственного исторического архива.
Любопытный факт: Лебединский являлся членом Дубровинского Союза русского народа, т.е. был черносотенцем. Это не должно шокировать, так как в данную организацию записывалось большинство консервативно настроенных людей того времени: вспомним, что членами Союза были, к примеру, художник М.В. Нестеров, учёный Д.И. Менделеев, будущий патриарх Алексий I Симанский.
Принято считать, что мост назван в честь императора Александра II. Однако есть и другая версия, или, скорее, легенда, согласно которой он наречён по фамилии купца Александрова, который жил на Карачевской улице и вкладывал средства в его строительство. Помимо моста, в орловской топонимике фамилия этого домовладельца долго, до 1960-х годов, держалась в названии находившегося поблизости Александровского гастронома и булочной. Перед Великой Отечественной войной мост переименован в Ленинский, и официально носит это имя до сих пор.
Устройство его было не столь обычным, как могло казаться. Вместо лаконичных береговых опор, как у большинства мостов, орловские имели протяжённые каменные арочно-сводчатые эстакады, составлявшие большую часть их физического объёма, и лишь малая его доля приходилась на металлический пролёт над рекой, выполненный в виде варианта балочной конструкции – фермы.
Эстакада – это мост над сушей. Так вот, орловские мосты – это именно эстакады, дополненные металлоконструкциями ферм над реками.
Почему они построены в виде эстакад? Тут есть два объяснения. Первое – мосты находятся в поймах рек, которые в те годы сильно разливались, а эстакады позволяли сохранить их функцию во время половодья, не затопить к ним подходы. Второе – это проявление архитектурно-конструктивного анахронизма: в Орле, видимо, задержался более старинный тип конструкции, свойственный XVIII веку.
Мост во время оккупации. Фото с сайта http://orel-story.ru/
В годы Великой Отечественной войны пострадали лишь металлические конструкции пролёта, то есть разрушения были минимальными. Основная часть арочно-сводчатых каменных эстакад на берегах полностью сохранилась, прежде всего, в створе улицы Ленина – протяжённостью более 200 метров. Правобережные виадуки пострадали частично.
Мост в 1950-60-е гг. Фото В.В. Глущенко
В наше время
Начало искажения истории орловских мостов было положено С.И. Фёдоровым. Он не учитывал факта сохранности основных конструкций и датировал их 1950-ми годами. Эта датировка перешла в официальные документы, в Единый государственный реестр.
Мост перед уничтожением
В 2005-2006 году планировался ремонт Александровского-Ленинского моста. При обследовании были обнаружены первоначальные дореволюционные конструкции в идеальном состоянии.
Арки 1880 года, открытые в 2005 году
Велись разговоры о том, как хорошо было бы сделать в старых арках кафе, магазины и т.п. Но его полностью разгромили бульдозерами в период с осени 2005 по весну 2006 г. На историческом месте теперь находится новый железобетонный мост. Отметим, что это не новодел.
Новодел – это точная копия демонтированного памятника.
Орловские мосты XIX века — вчера и сегодня
Многие из жителей современного Орла, даже далекие от истории, иной раз любят рассматривать старинные открытки с видами города. На них даже известные орловские места подчас предстают в совершенно неожиданном виде. Диковинные дома и храмы поражают воображение настолько, что иной раз трудно поверить, что это действительно Орёл. Особенно это касается орловских мостов XIX века – Александровского и Мариинского.
Каждый из них был прекрасен и совершенно не похож на современные орловские переправы через реки.
И многие из тех, кто видит подобные открытки с дореволюционными видами мостов впервые, сравнивая их с тем, что сейчас на том же месте, уверены – от тех старинных мостов ничего не осталось. Однако это не так. Большей частью те мосты целы до сих пор, но для того, чтобы понять, что же от них сохранилось, а что – нет, надо разобраться в истории их создания.
Два первых орловских капитальных моста выстроили в 1880-х годах по проекту орловского инженера А. И. Лебединского.
Уже после открытия мосты назвали в честь императора Александра II и его супруги Марии Александровны. Первый из мостов – Мариинский, был открыт в 1880 году. Год спустя открыли Александровский. Сделаны они были по схожему принципу – кирпичные с включением белого камня арочные конструкции на берегах и металлические галереи для проезда транспорта и пешеходов наверху. Более крупный Мариинский мост через Оку имел крытую галерею для транспорта и белокаменную опору в реке.
Александровский был заметно короче и с открытым верхом. Вход на него с обеих сторон обрамляли небольшие башенки.
Сразу после строительства оба моста стали главными городскими достопримечательностями. В 1898 году по ним пошел первый в истории Орла электрический трамвай. Изображения переправ были растиражированы на сотнях видовых открыток города.
И после 1917 года мосты продолжали служить городу. В 1919 году их переименовали. Мариинский – в Красный, Александровский – в Ленинский. Однако последнее переименование в городе не прижилось, и горожане упорно, уже более 100 лет, продолжают именовать мост Александровским. Так он отмечен во всех справочниках и на картах. Хотя по документам он все еще Ленинский. И это далеко не единственный секрет данной орловской переправы.
Возможно, мы бы любовались орловскими мостами XIX века в прежнем их виде и по сей день, если бы не война. В 1943 году отступающими из Орла немецкими войсками были взорваны все переправы через реки, включая бывший Мариинский и Александровский мосты.
Однако взрывы эти, хотя и принесли мостам значительный урон, сделав их на некоторое время непригодными для перемещения через реки, вовсе не уничтожили их полностью.
Значительная часть конструкций уцелела и была использована при восстановлении.
Однако вид мостов после войны сильно изменился. Наиболее заметная их часть – ажурные металлические галереи, перила и клепаные конструкции, отделявшие проезжую часть от пешеходной, при взрыве упавшие в реку, — решили не воссоздавать в прежнем виде. Впоследствии металлические части мостов были разобраны и заменены на новые, возведенные поверх старых береговых конструкций. Проезжая часть была заметно расширена.
При этом, как совершенно неожиданно выяснили для себя мы с Андреем Киреевым два года назад, часть не пригодившихся при восстановлении старых мостовых конструкций цела до сих пор. Из старых перил сделали заборы предприимчивые жители нескольких частных домов и дач. А большая часть перил пошла на ограждения роддома Заводского района на улице Карачевской и областного кожвендиспансера на улице Пушкина. Там их можно увидеть и сегодня.
В самих мостах, несмотря на совершенно новый внешний облик, тоже сохранилось довольно много старого. В бывшем Мариинском (Красном) мосте прекрасно сохранилась белокаменная опора в реке. Металлические конструкции над ней, судя по всему, тоже частично собраны из элементов XIX века. О чем нам говорят присутствующие там заклепки.
Сохранил мост и проходные арки на берегах реки. Правда, вид у них в наши дни крайне непрезентабельный – под слоями краски и штукатурки не видна декоративная каменная кладка их обрамлений.
Вдоль стен тянутся уродливые провода и трубы теплотрассы. Часть арок закрыты и используются как хозяйственные помещения. Такую «красоту» туристам лучше не показывать. Вот и приходится проводить их скорее мимо, лишая возможности познакомиться с редкой для провинциальных городов диковиной – почти целым мостом XIX века. А ведь при должном уходе это могла бы быть одна из изюминок города.
С Александровским мостом история сложнее. При ряде реконструкций разных лет его не только сделали шире, но и частично заменили и перестроили арки на берегах. После последней реконструкции 2006 года многие решили, что от старого моста вообще ничего не осталось, – настолько масштабными были работы.
Новые арки оказались не очень счастливыми для «газелей»
Но оставалась надежда, что старинные арки не были тогда снесены полностью, а просто спрятаны внутри новых. Так и оказалось. Месяц назад Андрею Кирееву удалось проникнуть внутрь моста. Оказалось, место это и сам проход в «подмостье» прекрасно известны местным маргинальным личностям. И все это время они, ночуя в нишах и оставляя там после себя груды мусора, любовались тем, что краеведы уже не чаяли увидеть, – прекрасно сохранившимся старым Александровским мостом.
Сохранность галереи, спрятанной внутри новых конструкций, просто прекрасная. Кладка из крупных блоков белого камня выглядит так, будто сделана вчера. Кирпичные своды, несмотря на сырость и осыпающуюся штукатурку, – идеально ровные. Такой мост, с открытой каменной и кирпичной кладкой, без проводов и труб, пожалуй, больше бы заинтересовал туристов, если бы был в открытом доступе. Но видят его только городские бездомные и особо смелые краеведы.
В связи с грядущей реконструкцией Красного моста хочется верить, что его подлинные старинные части наконец-то приведут в нормальный вид и освободят от загораживающих уродливых конструкций и сотен слоев краски, делающих их бесформенными. Но опыт последней реконструкции Александровского моста оставляет на это мало надежды. А наоборот, заставляет беспокоиться о судьбе переживших множество бедствий, наводнения и взрывы оккупантов старинных сводов.
Переживут ли они очередное «благоустройство»?
Почему Ленинский мост в Орле всё-таки Александровский?
Его история началась еще в 1876 году. Тогда по проекту двух инженеров началось строение высоководного моста. И 2 марта 1880 года мост был открыт и назван в честь 25-летнего царствования царя Александра II. К слову, вошедшего в историю России как проводник широкомасштабных реформ. Именно он был инициатором ликвидации военных поселений (1857), отмены крепостного права (1861), Финансовой реформы (1863), Реформы высшего образования (1863), Земской и Судебной реформ (1864), Реформы городского самоуправления (1870), Реформы среднего образования (1871), Военной реформы (1874). Все эти преобразования решили ряд давно наболевших социально-экономических проблем, расширили права гражданского общества. Александр II в русской дореволюционной и болгарской историографии называли не иначе как: Освободи́тель – в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии.
В 1919 году мост переименовали в честь «вождя мирового пролетариата». Что неудивительно. Орёл стал вторым городом в стране, где установили памятник В.И. Ленину – ещё при его жизни, в 1920 году. Ну да продолжим историю про мост.
В 1954 году поставили клёпаную металлическую конструкцию, мост был расширен на несколько метров для того, чтобы по нему можно было пустить автомобильное движение. До 1973 года по нему даже ходили трамваи. А позже стал пешеходным.
К концу XX века Александровский мост окончательно пришел в негодность: строение сильно прогнулось под тяжестью бетона и асфальта, а металлические компоненты подверглись коррозии. В 1989 году специалистами экспертной комиссии было сделано заключение о том, что дальнейшую эксплуатацию моста нужно остановить.
В 2003 году мост признали аварийным, сделали специальные ограждения для пешеходов, где тотчас расположились торговцы картинами, а пешеходы были вынуждены передвигаться исключительно с помощью транспортных средств в объезд. Денег на ремонт в бюджете не было.
О реконструкции моста задумались лишь в 2005. Планировалось открыть каскад из шести фонтанов, арки под мостом реконструировать под небольшие магазины. Но задумки не были воплощены в реальность. Фактически построили новый мост, более современный, с хорошим освещением и спусками, при этом частично сохранив исторический вид. На тот момент у руля городской администрации был мэр Александр Касьянов, который и довёл мост «до ума». Строили мост по ноябрь 2007-го – открыли 4 ноября. Некоторые орловцы до сих пор связывают старое название моста (Александровский) с именем бывшего мэра.
Кстати, чугунные ограждения, фонарные столбы и другие атрибуты украшения, отлили на заводе им. Медведева. Любопытно, что начав работы, строители обнаружили отлично сохранившиеся своды и арки, построенные ещё в 1880 году. Заговорили об их приспособлении к современному использованию. Но дело разговорами и закончилось. Подлинные элементы моста снесли и построили новое железобетонное. Куда делись старые конструкции, неизвестно. Этапы строительства моста хорошо неплохо отразил сайт «Город Орёл в картинках».
Сразу после окончания основного этапа строительства орловская мэрия объявила об акции «Впиши свое имя в историю города». Любой орловец мог внести определённую сумму денег на развитие моста, а взамен его имя бы выбили на тротуарной плитке, которой выкладывали тротуар. Например, минимальный взнос для выпускников школ составлял 5 тысяч рублей, для горожан – 7,5 тысяч. И, наконец, самое дорогостоящее удовольствие – это именной картуш с барельефом стоимостью в 1 миллион рублей. Участников этой акции мы можем лицезреть до сих пор. Просто посмотрите под ноги, когда будете подниматься по мосту.
Орловцы запутались – как называть мост: Александровский или Ленинский
Совсем недавно пресс-служба администрации города Орла выступила с официальным обращение к СМИ, в котором порекомендовала обратиться к историческому названию строения через реку Орлик. А именно: перестать величать мост Александровским, а писать, говорить, употреблять и думать о мосте лишь как о Ленинском. Удивительно, потому что сами власти во всех документах называют мост Александровским. Подробности по ссылке:
Общественность, напротив, собирает подписи петиции, чтобы официально вернуть историческое название моста (Александровский). На момент написания материала «за» это проголосовали 199 человек. Кто победит» Александр II или В.И. Ленин, – покажет время. Но среди горожан мало найдётся людей, которые бы в обиходе называли этот мост Ленинским, в отличие от улицы Болховской, тоже переименованной в честь вождя.
Александровский мост
Содержание
[править] История
В настоящее время Александровский мост исключительно пешеходный. Но до 1973 года по нему ходили трамваи и ездил всевозможный автотранспорт.
Мало кто знает, но название «Александровский мост» произошло не от имени бывшего мэра Александра Касьянова. Просто при нем закончилась реконструкция моста, которая проходила чуть более чем дохрена лет. Но некоторое быдло после долгожданной реконструкции ухмылялось еще долго: «Теперь понятно, почему мост называется «Александровским» (источник: суровая жизнь быдла в среде быдла).
Анонимус подсказывает: вы будете смеяться, но данное в 20-х название «Ленинский мост» до настоящего времени пока еще никто официально не отменил. Но всем на это насрать когда-нибудь отменят.
[править] Чем знаменит?
Второе название «дьюти фри» дано мосту за то, что он соединяет Заводской и Советский районы. Дело в том, что лица полицейской национальности, снующие по берегам реки в целях срубить соточку с зазевавшегося с пивчагой студента, на мост не заходят. Ибо он не в Советском и не в Заводском районе. Поэтому уважаемые граждане очень любят его в летнее время суток, попивая на нем пивко c видом на речку, не опасаясь быть оштрафованными.
Круглый год на мосту играют уличные музыканты и аскают деньги у прохожих.
Излюбленное место проведения гадостливых перфомансамов, забегов невест, к примеру. Плюс является точкой сбора стритрейсеров, неформальной молодежи, а также педовок обоих полов со скейтбордами и велосипедами.
По тупой традиции и после обрушения, под тяжестью навесных замков, деревянного мостика через Орлик, быдлобрачующиеся этого города с говенным энтузиазмом начали вешать навесные замки, которые якобы должны символизировать долгую счастливую жизнь быдломолодоженов, и на Александровский мост. Есть мнение, что Александровский мост в опасносте. 1, так как количество замков стремится к бесконечности.
В левой передней части моста (если смотреть с Ленинской) расположена большая лужа, которая по замыслу строителей-реставраторов должна освежать сухой летний воздух вашего Орла, а также служить делу Гринписа по размножению комаров и головастиков. Осенью лужа превращается в обычную мокрую достопримечательность, так как большая лужа должна быть в любом сколько-нибудь примечательном провинциальном городишке.
[править] Мост как мост
Около одного из концов находится памятник неизвестному мужику с усами, у которого можно посидеть на коленках, фор лулз, или почувствовать себя лолитой.
C этого конца мост завершается двумя медными орлами. На другом конце моста места для завершений пока свободны. Ходят слухи, что туда посадят двух козлов.
Под мостом расположился гламурный сквер, превращенный в таковой из расово верного пустыря злобной кликой Касьянова. Сквер годен для посиделок с девушками без спиртного (ибо менты!). Многие несознательные горожане еще называют сие место Александровским садом, как бэ намекая, что дело Сан Саныча живет и процветает.
[править] Строительный срач
Тролли знают, что есть проверенный способ вброса говна, после которого начинается холивар между журналистами, политиками и чиновниками.
И тут мнения каждый раз разделяются:
Анонимус предлагает участникам соревнований высказать свои точки зрения.
[править] Память на века
[править] Альтернативное мнение
Добровольных (siс!) пожертвований учащихся (и их родителей) части школ едва хватило на изготовление самих бронзовых табличек. В бронзе увековечен добрый порыв всех честных орловцев, принимавших посильное участие в восстановлении Александровского моста.
При строительстве моста бюджет ни одной из школ не пострадал!
К сожалению, интеллектуальные особенности отдельных жителей этого города ставят под сомнение духовные и исторические ценности места их обитания.